ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Храм св.Георгия XII в.


Архитектура
 
      Георгиевская церковь - памятник мировой культуры. Она среди тех немногих творений далекого исторического прошлого, которые являют собой завершенное единство традиций византийского и новгородского каменного храмового зодчества. Высота храма со световой главой 15 метров.
     Здание  строилось с чередованием рядов кладки из известняковой плиты и плинфы  - тонкого прямоугольного кирпича, - на известково-цемяночном растворе, составленным в смеси гашеной извести с большим количеством кирпичной крошки. Фасады покрывались таким же раствором: полированная поверхность теплого кремового тона играла пятнами бурого цвета,  придающими эффект мерцания мраморных плит.  Для связки  стен и конструкции сооружения в кладке и по всему периметру подкупольного пространства проложены  деревянные внутристенные и воздушные деревянные связи.



Храм  св.Георгия XII век. Фото Губчевской Л. А.

      Все письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, начиная с середины 15 века. Много бед Ладоге принесли события смутного времени 1609-1617 годов, в том числе, и крепостной церкви,  на которой «немецкие люди главу разломали и кровлю сожгли... И ныне, государь, в дождевое время тот храм каплет, и кирпич сверху сыплется, бес поделки, государь, быти тому храму немошно, и на поделку того храма по смете надобно десять рублев».
Его построили по княжескому заказу для защитников Земли Русской. Было высказано предположение  в честь победы над врагами.  Ближайшая из них, при  датировании храма около середины XII века одержана новгородцами с ладожанами в битве со шведами в мае 1164 года под предводительством князя  Святослава Ростиславича.
Украшением храма служат аркатурный поясок по периметру барабана и зубчатый поребрик по сводам закомар и апсид. Впервые в практике реставрации новгородских храмов этого времени фасадные плоскости деревянных щитов окончин прокрыты слоем известковой обмазки, родственной стенам. Образчиком такого приема послужила подлинная окончина, снятая ещё в 1950-х    годах и хранящаяся в Эрмитаже. Результат своеобразного «известкования» фасадной плоскости окончины оказался необычайно эффективным.  Усилилось восприятие храма как цельного каменного монолита с кровлей, изначально обитой свинцом. 
       Нынешний вид храма намного приближен к исходному  оригиналу по своим внешним параметрам.  Но таковым его возродили усилиями огромного числа ученых и специалистов по реставрации. В начале XX века полтора метра  его высоты находились под спудом «культурного слоя», в интерьере насчитывалось не менее шести полов разных времен, барабан был покрыт шатровой кровлей, а основной объем - четырехскатной. Западный портал  прорублен  на новую высоту, из южного дверного проема сделано окно, заложено большинство древних окон. Наконец, к церкви с западной стороны пристроена каменная паперть, а к ней – каменная колокольня.  Во всем этом хаосе нагромождений разобраться было весьма трудно, тем более что подобная же участь наблюдалась и  в большинстве других древнерусских церквей. 
На фоне перечисленных «ремонтов»  можно с уверенностью говорить о втором рождении памятника руками реставраторов.
      Интерьер храма крохотный, но, видимо, достаточный для воинской дружины. Сам князь со свитой поднимался на балкон по лестнице в толще западной стены. Ладожане полагают, что здесь молился перед битвой со шведами в 1240 году  Александр Ярославович, прозванный за ту победу Невским. Впрочем, по летописи, ладожане были в составе дружины князя при битве на Неве, а в пристроенном с запада храма приделе 1867 года было устроено два престола, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.
       На хорах по сторонам от балкона скрыты два небольших помещения с нишами в стенах. 
     Помимо входа на хоры в юго-западном углу, напротив, в северо-западном углу видна небольшая каморка для атрибутов службы; небольшие ниши для тех же целей  устроены за парой западных столбов на южной и северной стенах, а также в апсидах. В жертвеннике ритуальный стол оказался полым внутри, а по изысканиям, в специальных каменных ящиках этой зоны храма, в «ýгольниках», хранились угли для  окуривания даров. Из-за малых размеров интерьера необходимый «ýгольник» устроили оригинально внутри каменного стола. Центральная   апсида с престолом  первоначально перекрывалась алтарной преградой -  прообразом иконостаса. К центру этой архитектурно-живописной конструкции от внутренних граней столбов подступали деревянные парапеты, следы крепления которых на столбах хорошо сохранились. Наконец, при последней реставрации в интерьере открыт участок с древними полами, который законсервирован для обозрения. В первозданном состоянии пол храма представлял собой ровную заливку раствором теплого кремового тона. Добавленная в него крупная кирпичная крошка создавала эффект рисунка мраморных панелей  с набрызгом мерцающих цветных прожилок. Имитации того же эффекта следовали и в обмазке фасадных плоскостей стен храма.

Церковь святого Георгия открыта с 1 мая до 1 октября с 9.00 до 17.00 при сухой тёплой погоде.



Нравится