ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль



Мачинский Д. А., Губчевская Л. А. "О первоначальной Руси"

«И срубиша город Ладогу…»

   Течёт былинный Волхов, соединяя Ильмень-озеро с озером Нево. В тринадцатом столетии  Нево стали называть Ладожским озером: своё новое имя оно получило от самого старого города Северной Руси – Ладоги. Вдали от крупных городов на крутом берегу Волхова раскинулся древний город, история которого уходит к истоку российской государственности. Даже в самом сочетании слов - Старая  Ладога – заключена глубокая древность.

       Ладожское поселение, по археологическим данным, возникло не позже  753 г. в нижнем течении Волхова. Название «Ладога» восходит к финскому гидрониму «Aladjogi», «Нижняя река». С момента возведения  крепости поселение стали называть «город Ладога».

     Как явствует из всей суммы археологических материалов, никакого другого крупного военно-торгового центра, кроме Ладоги, до 30-х годов IХ в. на территории Северной Руси не существовало. В частности, в это время ещё не был основан  древнейший Новгород («Рюриков городок»), заложенный у истока Волхова только в третьей четверти IХ в. Раннесредневековое поселение на месте современного Великого Новгорода возникло лишь около середины Х в. Таким образом Ладоге суждено было стать первым контрольным пунктом и, одновременно,  широкими воротами, ведущими из Восточной Европы в Западную и обратно. Уже в начале IХ в. здесь активно работает стеклодельная мастерская. Бусы – самый высоколиквидный товар раннего средневековья, на который ладожские купцы выменивали у северных племён - финнов и лопарей - меха бобра и лисицы, чтобы потом торговать ими на рынках Волжской Булгарии, Хазарского каганата и Арабского халифата.

      Ладога являлась крупным  центром экономических и культурных контактов между Северной Европой, Арабским халифатом и Византией. Город был богат, знаменит, имел обширные торговые связи. В гавани теснились морские суда, пришедшие с запада,  и речные ладьи, приплывшие с юга. На Ближний Восток и в Поволжье везли лучшие меха и  рейнские мечи, навстречу им с Волги и Днепра шли изделия восточных мастеров и серебряные арабские монеты – дирхемы. В Ладоге сформировался  важнейший центр  восточноевропейской торговли. Правители города, опираясь на свой флот, могли контролировать северные  ветви великого Волжского, а затем и Днепровского военно-торговых путей.    

    Самые ранние и дополняющие друг друга сведения о начале русской государственности содержатся в так называемой «Повести временных лет» (древнейшие сохранившиеся списки конца XIV - начала XV вв.). Из семи её наиболее достоверных списков  в пяти сказано, что первоначально Рюрик «сел» в Ладоге.  Приведём наиболее полный текст эпического сказания, помещённого под 862 г, выделяя в нём хронологически последовательные события.

     Летописное сообщение  начинается с того,  что на Северо-Западе будущей Руси  жили словене, кривичи, русь, рядом финские племена меря и чудь.  Племена  платили дань варягам,  но  в лето 6370 (862 г.)  «…изгнаша варягы за море и не даша им дани, и почаша сами в собе  володети».  Однако, после изгнания варягов, мирная жизнь нарушилась: бывшие союзники ожесточенно боролись за власть, истребляя друг друга. Чтобы обезопасить земли от варяжских набегов,  прекратить раздоры и вернуться к мирной жизни, было решено: «Поищем сами в собе князя  иже бы володелъ нами и рядил (судил) по ряду, по праву».  Собирается посольство и «… идоша за море к варягам, к руси. Сибо бо (потому, что)  звахуть ты варягы русь…». Послы от славян и кривичей, руси и чуди говорят варяжской руси: «Земля наша велика и обильна, а наряда (воинского, государственного порядка!?) в ней нет. Да поидете княжит и володеть нами». Из летописей явствует, что некая «русь» и до прихода Рюрика жила на северо-западе  Руси. Эта «русь» или «рос» известна не только из русских летописей, но и из западноевропейской хроники и одного арабского сочинения, повествующего о событиях 830-х – 840-х годов. Во всяком случае, завязь раннесредневекового протогосударственного образования с центром в Ладоге возникла в Поволховье задолго до призвания Рюрика, и по данным восточных и западных источников ясно, что, как минимум, в 830-е годы  северная «русь /рос» уже имела дипломатические и торговые контакты с Багдадом,  Византией и  Франкской империей. 

      Но вернёмся к  версии сказания о призвании «руси» по Ипатьевскому списку «Повети временных лет». Летописец продолжает своё повествование: «И изъбрашася трие брата с роды своими и  пояша по собе всю Русь, и придоша к словенам первее и срубиша город  Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий Синеусъ на Беле-озере, а третий Трувор в Изборьсце. И от тех варяг прозвася Руская земля».

     Фраза «срубиша город Ладогу» означает, что деревянную крепость в Ладоге возводили все три брата: крепость строилась как главный «город», как место «стола», на котором «седе» Рюрик. «Садясь» в Ладоге, Рюрик  лишь продолжил традицию, в соответствии с которой Ладога всегда была главным местом «сидения» (столицей) князей, борющихся за обладание контроля над международным военно-торговым путём по Волхову.

        Однако, в Комиссионном списке середины XV в. Новгородской первой летописи  излагает иная, «новгородская» версия призвания Рюрика: здесь в виде главной силы выступают «новгородстии людие», а Рюрик сразу после призвания обосновывается в Новгороде.

         Археологические раскопки «Рюрикова городка» (древнего Новгорода) убедительно доказали, что время его основания относится к третьей четверти IX века - времени  Рюрика. Как отмечал ещё историк С. М. Соловьев:  «Повесть временных лет» сообщает, что построив крепость в Ладоге, Рюрик через два года пришёл «к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новыгород», но при этом в летописи ничего  не говорится о том, что он дал имя Ладоге или (позднее) Олег – Киеву». Из этого с большой долей вероятности следует, что и Ладога и Киев существовали до прихода названных князей и естественно, что только в  Ладоге мог находиться первый стол кормления легендарного Рюрика.  Утверждая же  приоритет Новгорода по отношению к Ладоге, Новгородская первая летопись младшего извода  явно неправомерно возвеличивает новый город над старым.

      Однако, утвердив Новгород в роли первой и единственной столицы, новгородский летописец в дальнейшем невольно проговаривается об особой и важной роли Ладоги в системе складывающегося русского государства. Пересказывая под 922 г. легенду о походе Олега Вещего на Царьград (реально имевшего место в 907г.), летописец сообщает, что князь после победоносного похода, проехав через Киев и Новгород, возвращается именно в Ладогу, где умирает от укуса змеи: «…есть могыла его в Ладозе». Создаётся впечатление, что до начала Х в. Ладога остаётся резиденцией родичей Рюрика и главным местом их захоронения. Вероятно, Олег был похоронен в Ладоге отчасти потому, что здесь ранее был погребён или сам Рюрик, или другие  его родичи. Косвенным подтверждением этому может служить частично раскопанный археологами в 1940-1971 гг. скандинавский дружинный могильник в урочище «Плакун» напротив Ладожской крепости. При этом никаких достоверных следов дружинного могильника в окрестностях «Рюрикова городка» и Великого Новгорода пока не обнаружено.

 

«Град камян».

    Ладога – город замечательный не только по своей древности. Её архитектурный облик  хранит тысячелетнюю историю градостроительства и в наши дни  поражает  великолепием исторического ландшафта и  памятников старины. На высоком, изогнутом дугой, левом берегу Волхова цепью выстроились храмы и оборонительные сооружения, доминирующие в открытом пространстве и связывающие его в целостный ансамбль. К  XII - XIII столетиям складывается  кончанская планировка города: увеличивается посад, один за другим возводятся шесть каменных храмов, возникают монастыри. Самый ранний архитектурный ансамбль Ладоги представлен Ладожскими фортификациями.

     Парадокс истории Ладоги заключается в скудности сведений о её роли как военного форпоста Северо-Запада и места интенсивного крепостного строительства. Ладожская крепость -  своеобразный музей фортификационного зодчества  IX- XII -XVII веков. В 862 г. летописный князь Рюрик с братьями  поставил на мысу, в месте слияния рек Ладожки и Волхов, деревянный город.  Формирующееся Древнерусское государство не сразу обзавелось каменными укреплениями. «Рюрикову крепость» сменила  каменная твердыня, выстроенная Олегом Вещим на рубеже IX – X вв.  и разрушенная в 997 г.  норвежским ярлом Эйриком.   Спустя столетие, в 1114-1116 гг. новгородский князь Мстислав и ладожский посадник Павел на старом месте ставят второй «град камян». Мстиславова крепость в 1164 г.  выдержит осаду двухтысячного шведского войска. Как полагают многие исследователи, в память об этой победе за каменными крепостными стенами  был возведён редкий по красоте и пластической выразительности храм святого Георгия – духовной опоры ладожского гарнизона. Георгиевский храм  с фресками, созданными во  второй половине  XII в., является  одним из всемирно признанных шедевров средневекового искусства.  Живописная композиция «Чудо Георгия о змие» воплощает идею христианского смирения перед лицом зла: Святой Георгий не копьем, а молитвой усмиряет змия - символ мирового зла.

   В течение столетий крепость надёжно защищала северные рубежи государства. Однако, с распространением огнестрельного оружия в московский период истории Ладоги,  важнейший форпост Русской земли  перестраивается: сооружаются пять каменных башен, толщина стен достигает семи метров.  На рубеже  XVI-XVII вв. у южной крепостной  стены-прясла насыпаются земляные валы и бастионы, увенчанные дубовым частоколом и сторожевыми башнями. Возводится «Земляной город».

    В начале XVII в. Ладога становится объектом непрестанной борьбы противоборствующих политических сил гражданской войны, бушевавшей в Московском государстве. В период Смуты фортификация неоднократно переходит от русских к шведам.  После подписания в 1617 г. Столбовского мира Ладога почти на столетие становится порубежным городом -  в 45 километрах проходит граница между сухопутной Московией и Шведским королевством.  В это время на крепостном дворе  Ладожского каменного города возводится еще один гарнизонный храм, освящённый во имя святого Дмитрия Солунского.

       Петровская эпоха, поставившая точку в истории города, внесла свои изменения в жизнь ладожан. В начале Северной войны в крепость стягиваются войска. В 1702 г. четырнадцать полков под командованием Б. П. Шереметева выдвинулись из Ладоги на штурм шведского Нотебурга –  русской крепости Орешек. В результате одержанной  победы на берегах Невы 16 мая 1703 г. закладывают Петербург, а государственная граница  отодвигается далеко на запад.  Ладога окончательно утрачивает функции военного форпоста. Не имея за собой никакого  надзора и ухода, крепость, и без того находившаяся в плохом состоянии,  начала интенсивно разрушаться. Только в середине ХХ века из пяти сторожевых башен были восстановлены  две: Воротная и Климентовская, да стена-прясло между ними.  

      В 1704 г. последовал указ Петра I, по которому административный центр уезда из Ладоги был перенесён в только что основанный им город Новую Ладогу. Таким образом,  Ладога русских летописей, бывшая на протяжении столетий экономическим, политическим, культурным центром страны, утратив статус города,  стала именоваться селом Старая Ладога. В одночасье, старейший город на северных рубежах страны почти на три века был предан забвению. Третье тысячелетие начало новый отсчет  в непрерывной жизни города: в 2003 году древняя столица Руси отметила свой 1250-летний юбилей.  Это событие, проходившее на общегосударственном уровне, вернуло Ладогу из плена исторического забвения.

      

Святые обители

       К одной из самых ярких страниц истории и архитектуры древней столицы Руси можно отнести возведение комплексов Никольского и Иоанно-Предтеченского (Ивановского) мужских и Успенского девичьего монастырей. Монастырские ансамбли протянулись цепочкой  вдоль Волхова. Если двигаться по течению реки, первым появится Никольский мужской монастырь, дата основания которого до сих пор остаётся закрытой. Можно только высказать осторожное предположение, что монастырь  основан не ранее XIII века.

      Во многих описаниях обители приводится предание о том, что годом его строительства следует считать 1240 г., ознаменованный победой князя Александра в Невской битве. Предание гласит, что в память о «гиблых ладожских сродниках» князь заложил в Ладоге, севернее урочища «Победище», Никольский мужской монастырь.

     В русском религиозном сознании Николай Чудотворец занимает исключительное место, его почитание приближается к почитанию Богородицы. Церкви во имя Святого ставили «от потопа и беды на суше и на море». Главным храмом  монастыря является храм Николая Чудотворца, который издревле привлекает к себе внимание, так как по архитектурной пластике близок к древним домонгольским храмам Ладоги. Исследователи памятника относят его строительство к рубежу XII-XIII вв. Последний исследователь памятника архитектор О. Г. Гусева считает, что в 1541 г. на месте древнего рассыпавшегося собора был построен новый – тот, что стоит и поныне: приземистый, с приниженными  закомарами, одноглавый храм. Собор ждёт того часа, когда в нём вновь освятят престол, и будет отмечаться храмовый праздник «Николы вешнего».

      В 1692 г. между Никольским собором и трапезной храма Иоанна Златоуста тихвинские мастера построили восьмигранную двухъярусную колокольню с шатровым завершением.  Восточный фасад монастырской ограды украшали каменные Святые ворота, устроенные в 1695-1697 гг. как парадный акцент в деревянной изгороди.

    Сколь велико было разорение монастыря в Смутное время видно из челобитной ревнителя о возобновлении обители иеромонаха Феодосия: «…монастырь, от немецких людей стоит разорен до основания». Значительные работы по возрождению обители проводились на средства казны зажиточного ладожского торгового человека Антипы Романовича Гиблова, представлявшего Ладогу на Соборе 1649 г. по составлению Уложения.

    На рубеже  XVII-XVIII вв. монастырь рос и развивался, обновлялся его архитектурный облик, появлялись новые культовые, жилые и хозяйственные постройки. Однако, несмотря на то, что в обители неоднократно проводились ремонты, она ко второй половине XVIII в. всё больше приходила в упадок. В связи с этим  монастырь упразднили в 1771 г.  В конце XVIII столетия жители Старой Ладоги испросили разрешение на восстановление обители, главными «ревнителями возобновления» были братья Петр и Василий Охряевы.

    Наибольшего расцвета монастырь достиг при архимандрите Апполосе, деятельность которого началась в 1850 г.: на месте разобранной в1815 г. церкви Иоанна Златоуста     начата постройка новой теплой каменной церкви. Официальная закладка храма состоялась 26 июня 1861 г. по проекту архитектора А. М. Горностаева. Храм построен в виде единственной на Северо-Западе базилики и представляет оригинальный синтез византийских и русских традиций каменного зодчества.

        Крепкое экономическое положение позволило монастырю к началу ХХ в. вести большие строительные работы: в 1907 г.  обитель была обнесена  новой каменной оградой, архитектурный облик монастыря получил своё завершение.

   Никольский монастырь был закрыт 15 апреля 1935 г. и только спустя  65 лет возобновлен в своих правах.

     От Никольского монастыря, по Никольской улице, минуя Земляное городище и увенчанные деревянными шатрами башни Ладожской крепости, средневековая Варяжская улица приводит нас к Успенскому девичьему монастырю. Время скрыло  дату основания и этой обители. Впервые Успенский монастырь упоминается в 1500 г.  В отличие от Никольской обители, формирование Успенского монастыря осуществлялось при отсутствии единого плана и отразило смену стилей в русской архитектуре: классицизм (Западные и Восточные Святые ворота), эклектику (ограда и башни), русский стиль (трапезная, больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью).   

    Церковь Успения  Пресвятой Богородицы была заложена в 1140-х годах на незаселенной территории, примыкавшей к древнему курганному некрополю. Храм оказался самым ранним  памятником культового зодчества средневековой Ладоги. Его роспись практически полностью утрачена при «поновлениях» интерьера.

       Церковь Успения  Богородицы была не просто монастырским храмом, но и приходским центром Богородицкого конца и, более того, центром Пречистенского Городенского погоста. Таким образом, если главным храмом Ладоги была церковь Святого Климента, Папы Римского,  построенная Нифонтом в 1153 г., то для сельской округи главной являлась  церковь Успения Богородицы.

       Как и другие монастыри Ладоги, Успенская обитель подверглась разорению в Смутное время. В 1617 г. стараниями старицы Акилины монастырь был возобновлен.   В 1621 г. царь Михаил Федорович наделил обитель земельными угодьями, сенокосами, рыбными ловлями.  Царь, как «возобновитель обители», подарил монастырю Евангелие, напечатанное в 1634 г.  Интересно, что государево годовое жалование женского  монастыря составляло всего пять рублей, в то время как строитель соседнего    Васильевского мужского монастыря получал в четыре раза больше – двадцать рублей.

          Наиболее значимым событием в истории обители первой половины XVIII в. было заточение в ней Евдокии Лопухиной, что отразилось как на его экономическом положении, так и на  архитектурном облике. 19 апреля 1718 г. в Староладожский Успенский монастырь была привезена инокиня Елена – опальная жена Петра I. Сам монастырь к этому времени обветшал: ни ограды, ни забора, через его территорию пролегала проезжая дорога. Чтобы обеспечить надежную изоляцию бывшей царицы, обитель была обнесена стоячим тесовым палисадом. От монастыря  отчислили все приходские дворы, приносившие ему немалый доход, на семь лет  приостановили пострижение белиц. Жизнь в девичьем монастыре Ладоги замерла на долгие семь лет,  вплоть до кончины царя Петра. В 1726 г. по указу Екатерины I «для поминовения памяти Петра I» обнищавшему монастырю были отданы пустые избы, в которых ранее проживали офицеры и солдаты Преображенского полка, приставленные к Лопухиной.  В конце своего земного пути инокиня Елена скажет: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».

     В  XVIII в. монастырь не был богат, невелика была его численность, однако,  когда по указу Екатерины II в России было упразднено три четверти  монастырей, Успенская обитель была оставлена.

     Первая половина XIX в. – период интенсивного строительства: в  1833 г. игуменья Феврония, находит средства на строительство церкви Алексия человека Божия. Деньги были пожертвованы торговым человеком Семеном Калининым. К началу ХХ в. доходы от Алексеевской церкви были основным источником пополнения монастырской казны. На рубеже XXI столетия в 2000 г. храм Алексея человека Божия был восстановлен из руин усилиями ОАО «Волховский алюминиевый завод».

      В 60-е годы XIX в., благодаря энергии игуменьи Дионисии,  финансовое положение и архитектурный облик монастыря совершенным образом изменился: в 1858 г.  строится трапезный корпус, а в 1863 г. – келейный корпус с домовой церковью Крестовоздвижения для двадцати болезных сестер. Завершено строительство монастырской ограды.

      Вначале ХХ в. монастырь имел хорошо отлаженное хозяйство. Однако, в связи с  событиями, последовавшими после октября 1917 г., история обители идет к трагическому финалу: он был закрыт в 1925 г., хотя уже с 1918 г.  на его территории  размещается  Староладожский детский дом.

     Возникшие в период новгородской независимости близ двух каменных домонгольских храмов, Никольский и Успенский монастыри как бы очертили границы средневекового города с юга и с севера.

      За Успенским монастырем, на Малышевой горе располагался Иоанно-Предтеческий мужской монастырь. Принято считать, что обитель возникла в последней четверти XIII в. Семьёй царя Бориса Годунова  монастырю были подарены два колокола, исчезнувшие в годы Смуты. Жизнь в Ивановском монастыре в эти смутные времена не прекращалась; более того, игумен монастыря Варсонофий  имел контакты с «лазутчиками» московского правительства. К середине  XVII в. обитель начинает приходить в упадок, грамотой Петра I от 5 августа 1687 г. она была приписана к Зеленецкому монастырю, а к 1699 г. – к Новгородскому архиерейскому дому.

       25 мая 1695 г. на месте двух обветшавших деревянных церквей - Вознесения  с трапезной и Иоанна Предтечи - начинается строительство пятиглавого собора Рождества Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы.  Храм был построен на средства «келейной казны» митрополита Великого Новгорода Корнилия. Ивановский монастырь упраздняется в 1764 г, а в 1811 г.  храм Рождества Иоанна Предтечи приписывается к Никольскому мужскому монастырю. В 1992 г. после проведения полной реставрации музей-заповедник «Старая Ладога» передал  церковь Иоанна-Предтечи православному приходу. С этого началось возрождение духовной жизни в Старой Ладоге.

         В прошлом Ладоги запечатлена многовековая история создания и становления нашего Отечества – от зарождения Древнерусского государства до современной России. За прошедшие века сменилось не одно поколение ладожан,  оставив след в истории и облике древней столицы Руси. Только Волхов по-прежнему величаво и свободно несет свои воды мимо Ладоги, успевшей стать «Старой», да живописные руины некогда грозной Ладожской крепости отражаются в его водной глади. Потребуются усилия не одного поколения архитекторов и хранителей старины – музейных сотрудников, реставраторов и духовных лиц, чтобы  восстановить редкий по красоте архитектурный ансамбль древнего города, судьба которого отражает многие значительные, а порой и малоизвестные  повороты в судьбе России

 

Авторский коллектив

Мачинский Д. А.,  Губчевская Л. А.

Английский текст  к. и. н. Селин А. А.

Редактура  Чеховских Н. Д.

Фото Губчевская Л. А.

          Гайлис Т. С.

          Чернов А. Ю.

 



Список литературы

-  Е. Глухова Историческая записка Том. 3, книга 3 Л., 1989.
-  Лалазаров С. В. Перспектива натурных исследований Ладожской крепости.
Ладога первая столица Руси., СПб., 2003., с.141
-  Мачинский Д. А. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., Эрмитаж 2003.
-  Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге М., 2003.
-  Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М:Л., 1950
-  Повесть временных лет/библиотека литературы Древней Руси. т.I СПб., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


-       Балтин-Кольский А. О рунической надписи из Старой Ладоги//Скандинавский сборник IV. – Таллин: Эстонское государственное издательство, 1959.
-       Дубашинский А. В.  Результаты обследования шурфа между Варяжской улицей и Волховским проспектом в пос. Старая Ладога.//Староладожский сборник. Выпуск 5
-       Косых А. М. Костяная флейта X века из Старой Ладоги.// Доклад на 10 чтениях памяти Анны Мачинской
-       Мильчик М. И., Коляда М. И.  Когда построена Ладожская крепость? // Новгородский исторический сборник, вып. 6 (16)
-       Свирин К. М. Языческие святилища Северо-Запада древней Руси - в VIII начале XI вв. // «Новгород и Новгородская Земля. История и археология» (Материалы научной конференции) Новгород, 24-26 января 2006 Выпуск 20
-       Хрусталев Д. Г.  К вопросу о существовании в XIII веке в Ладоге латинских церквей.//Восьмые чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21 - 23 декабря 2003 г.
-       Шаров О. В.  О находке фибулы в Старой Ладоге.//Славяне и финно-угры. Контактные зоны и взаимодействие культур. Сборник докладов / Под ред.Кирпичникова А. Н, Носова Е. Н., Саксы А. И. СПб.: Издательство «Нестор-История»(стр.176-212),
-       Скрипинская Н.Ю. Новые наблюдения об устройстве «Земляного города» Старой Ладоги (по материалам археологических раскопок Е. А. Рябинина в 1981—1982 гг.) // Stratum plus № 5 2012г.


Презентация новой книги "Старая Ладога"

«Старая Ладога. Очерк градостроительной истории». В выставочном зале «Смольный» прошла презентация новой книги искусствоведа Михаила Мильчика. В её основу легли исследования памятников археологии и архитектуры города, анализ градостроительных планов и документов 16-17 веков. Работа над изданием началась 30 лет назад. 
 
Михаил Мильчик, писатель, искусствовед
 
Ни одной современной фотографии – принципиальная позиция автора. Опубликованные снимки датированы 19ым - началом 20го века. Часть из них была сделана во время археологического путешествия историка Константина Бороздина в 1809 году. В издании впервые представлен полный список объектов культурного наследия Старой Ладоги с краткой информацией. Книголюбам, студентам, профессиональным историкам и архитекторам - новое издание адресовано широкой аудитории.
 
Михаил Мильчик, писатель, искусствовед
 
Книга «Старая Ладога. Очерк градостроительной истории» выпущена при поддержке правительства Ленинградской области. Это третье издание в серии об исторических городах России. В скором времени автор планирует доработать материалы для издания о Выборге, а позже объектом исследования станет Тихвин.




Нравится