Церковь св.Георгия в Старой Ладоге

Георгиевская церковь - памятник мировой культуры. Она среди тех немногих творений далекого исторического прошлого, которые являют собой завершенное единство традиций византийского и новгородского каменного храмового зодчества. Высота храма со световой главой 15 метров.
Здание строилось с чередованием рядов кладки из известняковой плиты и плинфы - тонкого прямоугольного кирпича, - на известково-цемяночном растворе, составленным в смеси гашеной извести с большим количеством кирпичной крошки. Фасады покрывались таким же раствором: полированная поверхность теплого кремового тона играла пятнами бурого цвета, придающими эффект мерцания мраморных плит. Для связки стен и конструкции сооружения в кладке и по всему периметру подкупольного пространства проложены деревянные внутристенные и воздушные деревянные связи.
Здание строилось с чередованием рядов кладки из известняковой плиты и плинфы - тонкого прямоугольного кирпича, - на известково-цемяночном растворе, составленным в смеси гашеной извести с большим количеством кирпичной крошки. Фасады покрывались таким же раствором: полированная поверхность теплого кремового тона играла пятнами бурого цвета, придающими эффект мерцания мраморных плит. Для связки стен и конструкции сооружения в кладке и по всему периметру подкупольного пространства проложены деревянные внутристенные и воздушные деревянные связи.

Вид Георгиевской церкви с юго-запада.АкварельВ.А.Прохорова.Около1858г.
Все
письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, начиная с середины
15 века. Много бед Ладоге принесли события смутного времени 1609-1617
годов, в том числе, и крепостной церкви, на которой «немецкие люди
главу разломали и кровлю сожгли... И ныне, государь, в дождевое время
тот храм каплет, и кирпич сверху сыплется, бес поделки, государь, быти
тому храму немошно, и на поделку того храма по смете надобно десять
рублев».
Его построили по княжескому заказу для защитников Земли Русской. Было высказано предположение в честь победы над врагами. Ближайшая из них, при датировании храма около середины XII века одержана новгородцами с ладожанами в битве со шведами в мае 1164 года под предводительством князя Святослава Ростиславича.
Украшением храма служат аркатурный поясок по периметру барабана и зубчатый поребрик по сводам закомар и апсид. Впервые в практике реставрации новгородских храмов этого времени фасадные плоскости деревянных щитов окончин прокрыты слоем известковой обмазки, родственной стенам. Образчиком такого приема послужила подлинная окончина, снятая ещё в 1950-х годах и хранящаяся в Эрмитаже. Результат своеобразного «известкования» фасадной плоскости окончины оказался необычайно эффективным. Усилилось восприятие храма как цельного каменного монолита с кровлей, изначально обитой свинцом.
Его построили по княжескому заказу для защитников Земли Русской. Было высказано предположение в честь победы над врагами. Ближайшая из них, при датировании храма около середины XII века одержана новгородцами с ладожанами в битве со шведами в мае 1164 года под предводительством князя Святослава Ростиславича.
Украшением храма служат аркатурный поясок по периметру барабана и зубчатый поребрик по сводам закомар и апсид. Впервые в практике реставрации новгородских храмов этого времени фасадные плоскости деревянных щитов окончин прокрыты слоем известковой обмазки, родственной стенам. Образчиком такого приема послужила подлинная окончина, снятая ещё в 1950-х годах и хранящаяся в Эрмитаже. Результат своеобразного «известкования» фасадной плоскости окончины оказался необычайно эффективным. Усилилось восприятие храма как цельного каменного монолита с кровлей, изначально обитой свинцом.
Нынешний вид храма намного приближен к исходному оригиналу по своим
внешним параметрам. Но таковым его возродили усилиями огромного числа
ученых и специалистов по реставрации. В начале XX века полтора метра
его высоты находились под спудом «культурного слоя», в интерьере
насчитывалось не менее шести полов разных времен, барабан был покрыт
шатровой кровлей, а основной объем - четырехскатной. Западный портал
прорублен на новую высоту, из южного дверного проема сделано окно,
заложено большинство древних окон. Наконец, к церкви с западной стороны
пристроена каменная паперть, а к ней – каменная колокольня. Во всем
этом хаосе нагромождений разобраться было весьма трудно, тем более что
подобная же участь наблюдалась и в большинстве других древнерусских
церквей.
На фоне перечисленных «ремонтов» можно с уверенностью говорить о втором рождении памятника руками реставраторов.
Интерьер храма крохотный, но, видимо, достаточный для воинской дружины. Сам князь со свитой поднимался на балкон по лестнице в толще западной стены. Ладожане полагают, что здесь молился перед битвой со шведами в 1240 году Александр Ярославович, прозванный за ту победу Невским. Впрочем, по летописи, ладожане были в составе дружины князя при битве на Неве, а в пристроенном с запада храма приделе 1867 года было устроено два престола, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.
На хорах по сторонам от балкона скрыты два небольших помещения с нишами в стенах.
Помимо входа на хоры в юго-западном углу, напротив, в северо-западном углу видна небольшая каморка для атрибутов службы; небольшие ниши для тех же целей устроены за парой западных столбов на южной и северной стенах, а также в апсидах. В жертвеннике ритуальный стол оказался полым внутри, а по изысканиям, в специальных каменных ящиках этой зоны храма, в «ýгольниках», хранились угли для окуривания даров. Из-за малых размеров интерьера необходимый «ýгольник» устроили оригинально внутри каменного стола. Центральная апсида с престолом первоначально перекрывалась алтарной преградой - прообразом иконостаса. К центру этой архитектурно-живописной конструкции от внутренних граней столбов подступали деревянные парапеты, следы крепления которых на столбах хорошо сохранились. Наконец, при последней реставрации в интерьере открыт участок с древними полами, который законсервирован для обозрения. В первозданном состоянии пол храма представлял собой ровную заливку раствором теплого кремового тона. Добавленная в него крупная кирпичная крошка создавала эффект рисунка мраморных панелей с набрызгом мерцающих цветных прожилок. Имитации того же эффекта следовали и в обмазке фасадных плоскостей стен храма.
На фоне перечисленных «ремонтов» можно с уверенностью говорить о втором рождении памятника руками реставраторов.
Интерьер храма крохотный, но, видимо, достаточный для воинской дружины. Сам князь со свитой поднимался на балкон по лестнице в толще западной стены. Ладожане полагают, что здесь молился перед битвой со шведами в 1240 году Александр Ярославович, прозванный за ту победу Невским. Впрочем, по летописи, ладожане были в составе дружины князя при битве на Неве, а в пристроенном с запада храма приделе 1867 года было устроено два престола, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.
На хорах по сторонам от балкона скрыты два небольших помещения с нишами в стенах.
Помимо входа на хоры в юго-западном углу, напротив, в северо-западном углу видна небольшая каморка для атрибутов службы; небольшие ниши для тех же целей устроены за парой западных столбов на южной и северной стенах, а также в апсидах. В жертвеннике ритуальный стол оказался полым внутри, а по изысканиям, в специальных каменных ящиках этой зоны храма, в «ýгольниках», хранились угли для окуривания даров. Из-за малых размеров интерьера необходимый «ýгольник» устроили оригинально внутри каменного стола. Центральная апсида с престолом первоначально перекрывалась алтарной преградой - прообразом иконостаса. К центру этой архитектурно-живописной конструкции от внутренних граней столбов подступали деревянные парапеты, следы крепления которых на столбах хорошо сохранились. Наконец, при последней реставрации в интерьере открыт участок с древними полами, который законсервирован для обозрения. В первозданном состоянии пол храма представлял собой ровную заливку раствором теплого кремового тона. Добавленная в него крупная кирпичная крошка создавала эффект рисунка мраморных панелей с набрызгом мерцающих цветных прожилок. Имитации того же эффекта следовали и в обмазке фасадных плоскостей стен храма.
Фрески церкви св.Георгия в Старой Ладоге
- Схема росписи купола и барабана. Около 1167 год.
- Схема росписи алтаря.
- Схема росписи жертвенника.
- Схема росписи диаконника.
- Схема росписи северной стены.
- Схема росписи южной стены.
- Схема росписи западной стены.
- Схемы орнаментов окон.
- Старые фотографии церкви св.Георгия в Старой Ладоге.
- Фотографии церкви св.Георгия в Старой Ладоге.
- Схема росписи алтаря.
- Схема росписи жертвенника.
- Схема росписи диаконника.
- Схема росписи северной стены.
- Схема росписи южной стены.
- Схема росписи западной стены.
- Схемы орнаментов окон.
Фотографии и рисунки церкви св.Георгия в Старой Ладоге
- Реконструкция, планы и схемы церкви св.Георгия в Старой Ладоге.- Старые фотографии церкви св.Георгия в Старой Ладоге.
- Фотографии церкви св.Георгия в Старой Ладоге.
Статьи о церкви св.Георгия в Старой Ладоге
- Васильев Б. Г. Основные положения по реконструкции стенной живописи церкви святого Георгия в Старой Ладоге
- Васильев Б Г. Фрески церкви святого Георгия.История росписи и фрески диаконника
- Васильев Б. Г. Русские черты в стилистике росписи церкви св. Георгия XII века Старой Ладоги
Tweet | surf |
|
Нравится |