ENG | РУС Новости О музее Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Собор Успения Пресвятой Богородицы


     Каменный собор Успения пресвятой Богородицы - самый северный  храм домонгольской Руси, главный храм Свято-Успенского девичьего монастыря в Старой Ладоге.
    Успенский храм построен из чередующихся рядов кирпича-плинфы и известняковых плит. На подпружной арке Успенского собора был обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из княживших в середине XII в. в Новгороде потомков рода Владимира Мономаха (Ростиславу или Святополку Мстиславичам). В это время, очевидно, и построили церковь.
     Все стены храма первоначально были украшены фресками, до наших дней сохранилось около 30 кв.м. стенописей (в частности, изображение св. Кирика в жертвеннике).



     В XV в. храм был центром Богородицкого конца Ладоги. Вплоть до XVI века мы не имеем никаких письменных свидетельств, дающих возможность судить об облике собора. В начале ХVII века, во время "шведского разорения" Успенский собор пострадал, как и другие ладожские храмы. Однако уже в 1617 г. храм был отреставрирован и заново освящен. С 1718 по 1725 гг. в Успенском монастыре была заточена Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а с 1754 г. до своей кончины здесь жила Евдокия Андреевна Ганнибал, первая жена Абрама Ганнибала. Новый этап каменного строительства в монастыре начался в 1823 г. На протяжении нескольких десятков лет были возведены западные Святые ворота с оградой, двухэтажный келейный дом на берегу Волхова, трапезная, экипажный сарай с конюшней, прачечная-баня и церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (1862; арх. А.М.Горностаев), на первом этаже которой располагались 20 келий для престарелых сестер.



    За многовековую историю он пережил множество ремонтов. Из-за поздних поновлений  практически полностью утрачена фресковая роспись древнего храма. Фрески церкви Успения постигла судьба, общая для большинства памятников,  древнерусская живопись которых с XVII в. до начала  XIX в. безжалостно уничтожалась.



   Архитектурный облик храма прост и аскетичен: пышность не соответствует христианскому началу жизни. В кладку  западного фасада храма встроены рельефные кресты: греческий четырехконечный и голгофский «страстной». Купол  венчает процветший крест.

             

    В 2007 г. отреставрированный  храм  был передан  возобновлённой обители.

  

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотография начала ХХ в.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотография начала ХХ в.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотография начала ХХ в.








Нравится