ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Дадыкина М. М.


Дадыкина М. М. Денежные кабалы Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я половина XVI в.)


   Спасо-Прилуцкий монастырь, расположенный рядом с Вологдой, которая служила своего рода перевалочным пунктом для товаров, поступающих с севера из Холмогор и направляющихся далее в Москву, являлся активным участником как товарооборота, так и формирующихся кредитных отношений.
В фонде 271 Спасо-Прилуцкого монастыря Архива СПб ИРИ РАН сохранилось большое число кабальных записей второй половины XVI - XVII вв. Кроме того, некоторое количество кабал находятся на хранении в Отделе Рукописей РНБ (Ф. 299, Зинченко). Денежные кабалы составляют довольно значительную часть корпуса актов Спасо-Прилуцкого монастыря. За вторую половину XVI века дошло до нашего времени 150 таких актов. В отличие от других монастырей в Спасо-Прилуцком существовало достаточно развитое делопроизводство и  скурпулезное оформление таких сделок. Самые ранние денежные кабалы датированы 1544 годом. Сумма выданных по кабалам денег составила 320 рублей 144 деньги за вторую половину XVI века, причем наибольшая доля этой суммы выдана в 1580-х годах (52%). С другой стороны, эта сумма - не только выданные, но и, в большинстве своем, не возвращенные кредитору деньги, убытки. Средняя сумма денежного займа колеблется от 60 алтын  до 3 рублей, лишь в 1580-е годы средняя ссуда составляет около 5,5 рубля.

Таблица 1. Ссуда денег по кабалам Спасо-Прилуцкого монастыря (2 половина XVI века)[1].

  год 
кабалв %должниковв %рублейденегвсегов %
1540-е    
 3   
2
5221007001,1
1550-е 13   
932122012641268,2
1560-е 38  
257127521041050416,4
1570-е 29  
193814268650867,9
1580-е
 35  
2363241661723337252,1
1590-е  32  
225521511561035616,2
всего
      150       
      100        
       264        
      100       
320   144    
      64144    
      100     



Документы написаны на бумаге, обычный размер которой 14,5 x 16 см, длиной от 5 до 40 см. В двух случаях дошли неразрезанные акты - по 2 на 1 листе.
Формуляр кабал изменяется на протяжении последующих десятилетий, но к середине XVI века он, по-видимому, уже сложился в основных своих частях:
1.    Интитуляция
2.    Диспозиция, включавшая  указание на сумму займа, сроки, характер ссуды, проценты (или отсутствие таковых)
3.    Санкция (возможность взыскания денег в судебном порядке, размер неустойки)
4.    Удостоверительная часть
5.    Конечный протокол
На обороте ставились подписи послухов - “рукоприкладство”, что, впрочем для XVI века еще не стало правилом.

Таблица 2. Рукоприкладство в денежных кабалах 2 пол. 16 века

годкабалс рукопри-кладствомв %без рукопри-кладствав %
1540-50-е162
3
14
16
1560-е
38
9
14
29
34
1570-е 
29
10
15
19
22
1580-е
35
22
34
13
16
1590-е
32
22
34
10
12
всего150
65
100
85
100


    По всей видимости, наличие или отсутствие рукоприкладства было связано со степенью грамотности, которая была невысока среди крестьян: на кабалах “крестьянских” подписи послухов - нечастое явление, в отличие от кабал, составленных на посадских людей, где рукоприкладство послухов было обязательным, а иногда ставил подпись и сам занимающий деньги человек[2] .
      В канцелярии кабалы хранились согнутыми по продольному срезу. В верхней части на обороте могли быть сделаны пометы: чаще всего указывали либо место составления, либо имя, должность, занятие кредитора. Иногда название кабалы указывает на ее специфику – головная, лошадиная, денежная, достальняя (при сделке купли-продажи была выплачена покупателем не вся сумма, и на остаток долга была составлена кабала).
       В хозяйственных книгах монастыря содержится большое количество записей о выдаче и возврате долга по денежным кабалам. Основным источником здесь являются книги приходные большой казны. Часть этих книг за XVI век была издана Ленинградским отделением  Института Истории в 1979 году. Соединяя вместе записи в книгах и собственно кабалы, можно сделать несколько наблюдений о практике денежной ссуды и ведении учета этих ссуд.
    Судя по расходным книгам, деньги выдавались из монастырской казны на различные нужды достаточно часто. Не все такие выдачи сопровождались составлением кабальной записи. Внутрихозяйственные расходы (на найм работников, на поездки по монастырским делам, на  ремонт и т. п.) просто фиксировались в книге. Вероятно, существовала практика выдачи и безкабальной ссуды на небольшие суммы. Косвенным подтверждением этого является статья Судебника 1589 г.[3] 
       По характеру ссуды кабалы можно разделить на те, которые выданы от лица монастыря, и кабалы, выданные частными лицами.

Таблица 3. Характер ссуды по кабалам XVI века.[4]


     год     
кабалказенная ссудав %частная ссудав %
1540-50-е16
12
10
4
12
1560-е38
24
20,5
14
42
1570-е29
27
23
2
6
1580-е35
30
26
5
15
1590-е32
24
20,5
8
25
всего
150
117
100
33
100


      От лица монастыря деньги выдавал чаще всего старец-казначей, но в некоторых случаях это могли делать и другие старцы - житник, купчина, старцы, выполняющие какие-либо поручения по монастырским делам. Во всех таких кабалах обязательно указание на характер ссуды - “монастырские казенные деньги” (вариант: “казенное серебро”). Если монастырь давал в долг деньги крестьянам своей вотчины, в формуляре могут отсутствовать или быть очень сжатыми клаузулы, защищающие интересы кредитора - “не отниматься от сей кабалы...”, “а учнусь за приставом платиться...”, “а где ся кабала застанет...” Некоторые крестьяне занимали деньги у монастыря несколько раз - обычно не более 2-х с промежутком в 1-3 года. В результате многократных займов по кабале его самого и его родителей, крестьянин, даже без дополнительных усилий со стороны монастырской администрации (последняя зачастую и не спешила взимать долги с крестьян), попадал в долговую зависимость от монастыря.
     Родион Антифьев с. сначала упомянут вместе с отцом - Антифием Ларионовым с. в 1554 и 1555 годах. В 1571 году он “за деньги” обязуется жить в монастырской деревне на четверти  плуга, затем, в 1581 году, он дважды занимал деньги по обычной заемной кабале. Сведений о возврате им хотя бы части денег нет. На кабалах 1554 и 1555 годов стоит помета о том, что отец Антифий скончался, а сын живет в “Тошенской волости в Васильевской трети, в деревне Пученине”[5].
      Зато в тех кабалах, где монастырь ссужает деньги людям, с монастырем никак не связанным, он старается всесторонне защитить себя от возможных убытков. Обращение к монастырю с целью получить денежную ссуду (иногда довольно крупную) со стороны посадских людей было распространенным делом. Зачастую это происходило далеко за пределами монастыря.
       В 1588 г. два старца - Яким и Сергий, по-видимому по торговым делам монастыря отправились в Холмогоры. 26 июня они выдали ссуду более 3-х рублей Кузьме Бекету Карпову с. Сысоеву с товарищем глинским посадским людям, затем 18 августа они же дали в долг по кабале 20 рублей посадским людям -холмогорцам (Антоману Истоме Артемьеву с. Северикову с детьми). Кабалы были “писаны вдвое”, часть долга по последней возвращено - в 3 приема 11 рублей. В тот же год, и в ту же поездку ссуду в 18 рублей получили от этих старцев двиняне курополовского посаду Яким Максимов с. Шукурдина с сыном Михаилом. Уплачено было по этой кабале 4,5 рубля . Во всех этих случаях старцы выдавали казенные монастырские деньги, выданные им на расходы в поездке.
      Вторую группу составляют кабалы на ссуды, выданные частными лицами, как насельниками монастыря - слугами, крестьянами, старцами, так и теми, кто не имел непосредственного отношения к монастырю - посадскими людьми, священниками городских и сельских церквей и пр. В таких кабалах отсутствует указание на казенный характер ссуды: ”занял есмя ... денег московских ходячих” (вариант: “в московское число”). В том случае, если частная ссуда была выдана кому-либо из обитателей монастыря - половникам, батракам, монастырским слугам или самим старцам, занимающим друг у друга, клаузулы, защищающие интересы кредитующей стороны, частично опускались. По другим кабалам география происхождения должников оказывается достаточно широкой: кроме жителей ближайшего города - Вологды, здесь встретим и ростовчан, и московских людей (“живу на Москве своим двором”), холмогорцев, куростровцев, посадских людей Соли Вычегодской, “важанина”. Обычно в этих случаях кредитор, как частное лицо, старался оградить себя от возможных убытков и формуляр таких кабал наиболее полный.

Таблица 4. Зависимость формуляра денежной кабалы от характера контрагентов.

кредитордолжникформуляр
монастырьсвязан с монастырем  сокращенный  
  частное лицо 
немонастырское лицополный
монастырь  не связан с монастырем  
полный
частное лицомонастырское лицосокращенный


*“Сокращенный” тип формуляра означает формуляр, в котором отсутствует или сильно сокращена часть, гарантирующая защиту интересов кредитора, “полный” - соответственно, включающий в себя наибольшее количество клаузул, обеспечивающих эту защиту.
    Писцы обозначают срок выдачи ссуды, используя чаще всего привычный способ определения времени - по церковному календарю, ориентируясь на наиболее важные праздники. Для частного заимодавца точность определения срока, на который он ссужал деньги была крайне важна (особенно, если должник не проживал поблизости от кредитора) - тем самым он защищал свои интересы. Что касается монастыря как кредитора, то, анализируя сроки выдачи им ссуды, можно сделать вывод о том, что существовали установленные дни, когда он производил такие операции. Монастырь выдавал денежные ссуды как правило, приурочивая начало отсчета срока к таким дням церковного календаря как Филиппов день (14 ноября), Юрьев день Осенний (26 ноября), Рождество, Крещение, период Великого поста. Сроки возврата долга тоже были традиционны, и здесь заметно стремление монастырских властей упорядочить организацию возврата, поступаясь даже четкостью срока (не день в день, а приблизительно 4 месяца, приблизительно 6 месяцев и т. п.). Дни сбора денег по кабальным долгам выпадают в основной своей массе на осень-начало зимы: день Семена Летопроводца - 1 сентября (начало нового года по сентябрьскому стилю, очень часто указан как срок возврата), Покров день (1 октября), Филиппов день, Рождество, Крещение.
    Частные лица выдавали деньги по кабалам на менее продолжительные сроки, до полугода, в то время, как казенная монастырская ссуда была более длительной - от полугода до года. На срок более года деньги как правило не ссужались, мы имеем только один такой случай: в 1568 г.: Мария Григорьевна Охлопкова дала ссуду на 17 рублей в рассрочку на 8 лет  “на всякий год по 2 рубли з гривною в ыстину без росту, а на который год не заплачю ... мне дати на те деньги рос на пять шестой”[7].

Таблица 5. Сроки выдачи денежной ссуды во второй пол. XVI века.[8]

срок, мес.казеннаяв %частнаяв %кабал
менее 10
0
1
3
1
1-3,5
8
6,8
5
15,2
13
4-5,5
14
12
5
15,2
19
6-11
47
  40,2  
10
  30,3  
57
год
38
32,5
8
24,2
46
  неизвестен  
10
8,5
4
12,1
14
всего
117
100
33
100
150


         В случае возврата долга до указанного срока  процент, как правило, не взимался - “без роста”, “без приписи”. Но если деньги не будут возвращены “до сроку”, должнику придется уплатить рост в качестве неустойки. Обычный ростовой процент - “на пять шестой” (20%). В нескольких кабалах конца 1560-х годов установлен иной процент - “по 2 деньги на неделю” (50%) или “ по деньге на неделю” (25%), “деньги вдвое”[9] . Увеличение годового процента, а также резко возросшее число неоплаченных и сохранившихся в архиве монастыря кабал 1560-х годов (см. Табл. 1), вероятно можно объяснить  неустойчивостью социальной, политической и экономической ситуации, связанной с началом опричнины.
       По некоторым кабалам  должник обязуется отработать свой долг: поставить за долг бревна и жерди на монастырский двор, а в случае невыполнения договора в срок - “деньги вдвое и рост”; заготовить “корья доброго”; “поставить “железа 200 полиц цыренных” . За вторую половину XVI века таких кабал 35. Часть подобных кабал по своему формуляру представляют смешанный (или переходный) тип актов, соединяющий условия обычной заемной и служилой кабалы или порядной записи - за деньги и (или) рост должник обязан жить в монастырской деревне - “пашню пахать, огороды городить”. Поскольку должниками по этим последним кабалам выступают исключительно крестьяне, а кредитором является монастырь, то можно говорить о том, что данный тип документов отражает картину разнообразных путей процесса постепенного закрепощения крестьянства.
     В качестве долговой расписки кабалы должны были гарантировать кредитору возможность взыскать долги. Последнему обстоятельству придавалось большое значение: в формуляр денежных кабал включалась подробная клаузула о невозможности отказа от уплаты долга (“а не отматись нам от сее кабалы никоторыми грамотами жалованными царя государя великого князя”, а также о процедуре взыскания долга в судебном порядке (“а учнемся за приставом платити...”). Государство регламентировало этот процесс: в Судебнике 1589 года, действие которого распространялось главным образом на территорию Русского Севера, но возможно, влияло и на прилегающие территории, каковыми были вологодские земли, ограничен срок взыскания по суду 15-ю годами, а “рост править” разрешено только за 5 лет.[11]  Взыскание убытков за судебный процесс тоже возлагалось на ответчиков - “почнем платить деньги за приставом скунное и что от правежа посулит и все убытки платить заемщиком” [12]
      Представлять интересы монастыря могли не только его первые лица - игумен или казначей, но и любой из иноков или монастырских слуг: “а кто за сей кабалой станет из монастыря, слуга или старец, тот и истец”. Появление, а затем и закрепление в формуляре клаузулы “а где ся кабала застанет”, предполагавшей возможность защиты интересов кредитора не только в “своей” местности, но и на всей территории государства, вызвано, по-видимому несколькими обстоятельствами:
     Расширением “географии” кредитования - к концу столетия все чаще деньги выдаются людям, живущим не в той же местности, что и кредитор;
     Миграцией населения как одного из следствий кризиса 1570-80-х годов (характерны пометы на кабалах этого времени - “збежал”);
     Укрепление позиций центральной власти, упорядочивающей практику судопроизводства на территории государства.
Выплаты долга порой растягивались на несколько лет - от 3 до 20. При этом далеко не всегда монастырь пользовался своим правом взыскивать долги через судебное разбирательство (“правеж”). Когда долг возвращался, на обороте акта появлялась соответствующая запись, иногда (к концу века) с указанием времени возврата. Если деньги были выплачены полностью, кабала выдавалась на руки должнику и впоследствии, вероятно, уничтожалась им. В приходно-расходных книгах монастыря казначей делал по этому поводу запись: “и кабалу ему выдал”. При коллективном займе указывали только общую сумму долга, но возврат был всегда поименный. Запись “до (имярек) дела нет” гарантировала расплатившемуся заемщику соблюдение его прав, а кредитору позволяла вести финансовый учет.
Т. о. практика денежной ссуды во второй половине XVI  века активно развивается. В качестве основных тенденций можно выделить следующие:
1.    При оформлении кабальных долгов интересы занимающей стороны никак не защищены. Зато постоянно усиливается стремление защиты интересов кредитора, что приводит  к тщательной разработке самой процедуры взыскания долгов - это находит свое отражение в развитии формуляра кабалы.
2.    Средняя величина денежных займов невелика - до 5 рублей, в отдельных случаях ближе к концу столетия займы достигают 20 рублей.
3.    Ссуда была беспроцентная, но после истечения срока неустойка рассчитывалась из 20% годовых.
4.    Долгосрочный договор займа (на год) - явление редкое, за исключением особых типов договоров, предполагавших отработку долга в монастырской вотчине. Казенная ссуда как правило выдавалась на более длительный срок - до полугода и более, частная - краткосрочная ( 2-5 месяцев).
5.    При заключении договора о займе денег по кабале сроки погашения долга определялись весьма приблизительно, в случае, если это была ссуда казенных денег, и достаточно точно при частной ссуде.
6.    Такие корпорации как монастырь имели, по-видимому, традиционные дни выдачи ссуды по кабалам и погашения долга, при этом последняя операция чаще всего была приурочена к окончанию года (осень-начало зимы).
7.    Заемные кабалы имели очень широкое применение, выходящее за рамки обычных кредитных отношений - оформление покупки в рассрочку, заключение договоров о выполнении определенной работы с выдачей денег вперед, наконец, использование первичных отношений кредита для приобретения и прикрепления крестьян-должников к земле и владельцу этой земли.


  [1]  СПИИ ф. 271, оп.1, дд. 10, 23, 53, 58, 61- 62, 64 - 65, 67, 70, 74 -76, 87, 90 -91, 93, 100-101, 106 (2док.), 109 -110, 113 -118, 120,126, 128 -130, 133, 144, 144а, 149,151, 158, 160 -161, 165-167, 170, 187, 190 -191,199 -200, 207-208, 213-214, 238, 240, 251, 270, 283; РНБ ф.299, оп.230а, дд. 5 - 17, 23 -24, 26 -31, 33 - 52, 54-56, 58-59, 62-66, 68-69, 71-78, 81-83, 85, 87-88, 92, 95, 97, 102, 104-106, 108, 110, 112, 114, 116, 118-120, 122-123, 126-127, 129, 141, 146-147.
  [2]  СПИИ ф., 271, оп. 1, дд. 10, 87; РНБ ф. 299, оп. 230а, д. 126.
  [3]  Судебник 1589 г. Пространная редакция, ст. 191.// Судебники XV-XVI веков., М - Л, 1952, с. 407.
  [4]  СПИИ ф. 271, оп.1, дд. 10, 23, 53, 58, 61- 62, 64 - 65, 67, 70, 74 -76, 87, 90 -91, 93, 100-101, 106 (2док.), 109 -110, 113 -118, 120,126, 128 -130, 133, 144, 144а, 149,151, 158, 160 -161, 165-167, 170, 187, 190 -191,199 -200, 207-208, 213-214, 238, 240, 251, 270, 283; РНБ ОР ф.299, оп.230а, дд. 5 - 17, 23 -24, 26 -31, 33 - 52, 54-56, 58-59, 62-66, 68-69, 71-78, 81-83, 85, 87-88, 92, 95, 97, 102, 104-106, 108, 110, 112, 114, 116, 118-120, 122-123, 126-127, 129, 141, 146-147.
  [5]  СПИИ ф. 271, оп. 1, д. 101; РНБ ОР ф. 299, оп. 230а, дд.11, 13, 29, 74, 77.
  [6]   СПИИ ф. 271, оп. 1, дд. 283, 160, 161.
  [7]   СПИИ ф. 271, оп. 1, д. 90.
  [8]   СПИИ ф. 271, оп.1, дд. 10, 23, 53, 58, 61- 62, 64 - 65, 67, 70, 74 -76, 87, 90 -91, 93, 100-101, 106 (2док.), 109 -110, 113 -118, 120,126, 128 -130, 133, 144, 144а, 149,151, 158, 160 -161, 165-167, 170, 187, 190 -191,199 -200, 207-208, 213-214, 238, 240, 251, 270, 283; РНБ ф.299, оп.230а, дд. 5 - 17, 23 -24, 26 -31, 33 - 52, 54-56, 58-59, 62-66, 68-69, 71-78, 81-83, 85, 87-88, 92, 95, 97, 102, 104-106, 108, 110, 112, 114, 116, 118-120, 122-123, 126-127, 129, 141, 146-147.
  [9]   РНБ ОР ф. 299, оп. 230а, дд. 45, 46, 129;  
  [10]  СПИИ ф. 271, оп. 1, д. 93.3.//
  [11]  Судебники XV-XVI веков., М - Л, 1952, с. 352.
  [12]  СПИИ ф. 271, оп. 1, д. 23.

У Вас есть Интернет? Тогда почему: очки для зрения.;купить двигатель в японии двигатель iveco двигатель honda бу;Время пришло casino online оторвись по полной;В москве online казино под запретом;на настоящие деньги видео покер онлайн на нашем сайте Портфолио работ на сайте, курсы видеомонтажа .;Время пришло интернет казино игровые автоматы оторвись по полной;Сорвать джекпот казино online круглосуточно;Честное казино игровые автоматы мирового уровня;играть онлайн игры игровые автоматы настоящее удовольствие

Нравится