ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Кирпичников Анатолий Николаевич




Кирпичников А. Н.,Белецкий С. В. Новые сфрагистические находки из Старой Ладоги


        Сфрагистическая коллекция из Старой Ладоги является четвертой по ве-личине (после Новгорода, Пскова и Киева) на территории древней Руси и третьей на Северо-Западе: число известных актовых печатей и пломб, найденных в черте поселка, превысила сто единиц хранения. Большая часть находок происходит из подъемного материала по берегу Волхова, однако ряд печатей обнаружены при археологических раскопках. Именно к числу этих последних относятся две буллы, ставшие предметом настоящего сообщения.

      № 1. Булла была еще в древности расплющена нанесенным по ней ударом прямоугольного предмета, при этом большая часть оттиска как на одной так и на другой стороне оказались уничтоженными. Размеры печати — 26 х 30 мм. По каналу проходит сквозная трещина. На стороне «А» отчетливо виден фрагмент нижней части фигуры святого в рост в длинных одеяниях, украшенных орнаментальной каймой по подолу, стоящего на прямоугольной «подушке»-подножии.  Слева от святого плохо читается фрагмент колончатой надписи «[О]АГI[WС]». На стороне «Б» был также изображен святой в рост, однако поверхность печати здесь сильно забита, и удается прочитать только слабые следы оттиска верхней части фигуры (голова святого в нимбе) и нечитаемый фрагмент нижней части правой колончатой надписи. Как будто бы, булла оттиснута матрицами № 201 по Корпусу актовых печатей древней Руси[1] (сторона «А»: изображение св.Константина в рост; сторона «Б» — изображение св.Дмитрия в рост с копьем в правой руке и щитом в левой) однако крайне плохая сохранность оттиска не позволяет уверенно настаивать на этой идентификации. По В.Л.Янину, печать № 201 принадлежала князю Константину Всеволодичу (†1218), старшему сыну Всеволода Большое Гнездо. Хотя такая персонификация и остается не вполне доказанной, она, тем не менее, не вызывает принципиальных возражений.

        № 2. Изображения на обеих сторонах печати свидетельствуют о том, что булла в древности была подвергнута повторному оттискиванию. Как на одной, так и на другой стороне отчетливо просматривается фигура святого воина в рост с копьем в правой руке и щитом в левой, а также фигура Марии из композиции «Благовещение», при этом фигура воина в обоих случаях полностью перекрыла собой фигуру ангела. Очевидно, что при повторном оттискивании матриц буллотирия заготовка, висящая на нитях, соединяющих печать с документом, оказалась перевернута, так что на каждой из сторон печати оказались оттиснуты фрагменты обеих матриц — как аверса, так и реверса. Хотя обе поверхности буллы затерты и покрыты слоем плотной коррозии, несколько «сгладившей» рельеф изображений, речь должна идти о повторном оттискивании по одной и той же заготовке матриц печати № 133 по Корпусу актовых печатей древней Руси: аверс — изображение композиции «Благовещение»; реверс — изображение св.Федора в рост. Размеры буллы: 20 х 27 мм. По каналу проходит сквозная трещина.
       Печать № 133 Корпуса относится к дискуссионной группе булл, объединенных изображением на аверсе композиции «Благовещение». Наряду с печатями, несущими на реверсе изображение св.Федора, к этой группе булл относятся также печати с изображением на реверсе св.Иоанна Предтечи. Традиционно буллы атрибуируют князю Всеволоду Мстиставичу и его сыну Ивану Всеволодичу[2] . При этом предполагается, что изображение композиции на буллах символизирует крестильное имя Всеволода Мстиславича — Гавриил, обозначающее на одних печатях имя, а на других — отчество владельца («Гавриилович»). Однако еще Н.П.Лихачев указывал на принципиальную невозможность истолкования композиции «Благовещение» в качестве изобразительного символа имени «Гавриил»[3],  и это представляется справедливым. Судя по печатям Евфросиньи Полоцкой (аверс — изображение композиции «Преображение»; реверс — изображениесв.Евфросинии (?) в окружении благопожелательной формулы «Господи, помози рабе своей Ефросинии нарицаемой»)[4] , владельцы печатей с изображением на аверсе композиции на тему церковного праздника выступали в своей деятельности от лица храма или монастыря соответствующего посвящения[5].  Печати с изображением «Благовещения» принадлежали, вероятнее всего, «строителям» Благовещенского монастыря в Новгороде (основан в 1170 г.) братьям Илье-Иоанну и Григорию-Гавриилу, занимавшим Софийскую кафедру соответственно в 1163-1186 и 1186-1193 гг.[6]
     Описанные находки происходят из хорошо стратифицированных слоев XII-XIV вв., впервые открытых при раскопках проводившихся Староладожской экспедицией ИИМК РАН в 2001 г.. Ранее считалось, что сколь-нибудь ясно читаемых культурных отложений этого времени в Старой Ладоге не сохранилось. Это обстоятельство, казалось необъяснимым и даже загадочным. Новые раскопки в южной части Земляного городища (раскоп 3) наконец прояснили данный вопрос. Слои XII-XIV вв. изобилуют прослойками пожаров, они сохранились как бы в сплющенном виде, поэтому фиксация открытых при раскопках объектов оказалась достаточно сложным и трудоекмким процессом. Тем не менее после раскопок 2001 г. можно определенно утверждать, что непотревоженные напластования XII-XIV вв. в Ладоге безусловно имеются и, вероятно, будут открыты при раскопках в других местах поселения.


 [1]  Янин В.Л. Актовые печати древней Руси X-XV вв. Т.1, М., 1970, с.206.
 [2]   Там же, с.108-110.
 [3]  Лихачев Н.П. Материалы для истории русской и византийской сфрагистики. Вып.2. Л., 1930, с.33.
 [4]    Янин В.Л. Актовые печати…, с.234, № 121а.
 [5]   Белецкий С.В. Введение в русскую допетровскую сфрагистику // Исследования и музеефикация древностей Северо-Запада. СПб., 2001, с.66-69.
 [6]   Белецкий С.В., Петренко В.П. Печати и пломбы из Старой Ладоги (свод) // Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994, с.200-203.


к списку публикаций
На сайте express-bank.ru где быстро взять кредит с плохой историей.;Диагностика Skoda также читайте .

Нравится