ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Кирпичников Анатолий Николаевич




Кирпичников А. Н. Рюрик пришел с Ладоги



Первое окно в Европу

      Поселок Старая Ладога Ленинградской области находится в 125 километрах на восток от Петербурга, в низовьях реки Волхов. Большую часть Старой Ладоги занимает музей-заповедник. Он организован в 1984 году и имеет федеральный статус. Ладога, как этот населенный пункт назывался до 1704 года, ровесник создания Русского государства. История этого древнего города, а ныне поселка, запечатлена в ста шестидесяти памятниках архитектуры, археологии и истории. В центре современного поселка высится пятибашенная каменная крепость, рядом - "Земляное городище", место главных археологических открытий. Вокруг старинные дома, амбары, церкви, колокольни, монастыри. Строения окружены или перемежаются рощами, курганами, урочищами, некогда существовавшими под городными поселениями. Уцелела старая планировка, а одна из улиц, Варяжская, восходит ко временам X века. По берегам Волхова возведены величественные могильные холмы - это захоронения первых поколений горожан. Для плывущих по реке они образовывали своеобразные пропилеи, напоминавшие живущим об их почивших сородичах. В одной из таких сопок, по легенде, похоронен создатель объединенной Руси - князь Олег Вещий.
Секретом сохранности своих исторических объектов Старая Ладога обязана Петру I. С основанием в 1703 году Санкт-Петербурга Ладога, некогда самый северный город, порт и крепость Руси, стала провинциальным, тыловым местечком. Здесь не появилось крупных строек, а на площади 12 гектаров уцелел культурный слой толщиной до 2-5 метров с находками VIII-XVI веков. Оказавшись в Старой Ладоге, мы ходим по своеобразному подземному, еще не востребованному музею, ибо только два процента ее территории подвергались научным раскопкам. Ни один древнерусский город или поселение VIII-XI веков не может сравниться с Ладогой по степени сохранности деревянных построек. Добавим к этому обильные находки из дерева, кости, стекла, бронзы, железа, кожи, ткани.
      Раскопки в Старой Ладоге начались в 1708 году. Для изучения средневековых городов эта дата уникальна. С 1972 года здесь работает Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук под руководством автора этих строк. За годы раскопок экспедицией достигнуты результаты, которые изменили прежние представления о прошлом поселения в низовьях Волхова и обозначили его как фактор, повлиявший на ход европейской истории.
      Прежде всего выяснена дата основания славянами города Ладога. Анализ спила одного из бревен постройки выявил дату его рубки - 753 год. Именно тогда новые поселенцы поставили на этом месте первую избу. Установил этот факт отряд экспедиции, возглавлявшийся научным сотрудником Е. А. Рябининым. На территории Старой Ладоги и в ее окрестностях открыты памятники и более раннего времени, но пока точно установлена дата, упомянутая выше. Дата основания Ладоги выдвигает ее в качестве древнейшего средневекового города не только Руси, но и всей Восточной и Северной Европы. Именно в это время низовьев Волхова достигла волна славянского расселения. В создании славянского центра на прежде малозаселенных землях лесных охотников и рыболовов-финнов воплотилась вековая "балтийская идея" восточных славян, а затем и русских, получить выход к Балтийскому морю, к свободным и непосредственным связям со странами Скандинавии и Западной Европы. Для европейских путешественников Ладога стала "окном на Восток" и одновременно главнейшим портом на великих евразийских водных торговых путях из района Балтики в Византию и Арабский хафат.
      Дальняя и ближняя торговля в тот период совершила чудеса: она способствовала экономическому подъему многих стран, произвела подлинный переворот в умах и делах людей. Народы пришли в движение, узнали друг друга, обогатились не только опытом войн и набегов, но и техническими и культурными достижениями. Западные товары, в том числе оружие и украшения, преимущественно через Ладогу достигали славянских и восточных рынков, где продавались или менялись за меха, невольников, всемирную в тот период валюту - мусульманские серебряные монеты-дирхемы. Расположенное на стыке морских и речных путей, поселение в низовьях Волхова выдвинулось как поставщик лучших в Европе мехов. В тот период Ладога стала европейски известным складочным местом различных грузов, центром транзитной и собственной торговли. Ее население могло достигать 1000 человек.
      Не случайно в земле Ладоги находят произведения многих народов: среднеазиатские бусы, скандинавские застежки, железные гривны-амулеты с молоточками-привесками скандинавского громовержца Тора, шумящие подвески финнов, височные кольца славян. С Востока привозились гирьки для взвешивания монетного серебра, стеклянные подвески-лунницы, бляшки на ремни, перстни, бусы из сердолика и горного хрусталя. С южного побережья Балтийского моря в Ладогу поступал янтарь. Славян обычно представляют землепашцами - жителями бескрайних равнинных полей. Но в Ладоге они сменили излюбленное занятие, составили подвижное купеческое сословие, включившееся в мировую торговлю по водным дорогам.
Необычно и еще одно археологическое наблюдение. В наших раскопках в культурных напластованиях IX-XI веков почти во всех жилых постройках постоянно встречаются тигли, льячки, иногда ремесленные инструменты, а также куски янтаря, заготовки из кости, обломки бронзы, полуобработанные бусы, капли стекла и бронзы литейные формочки. Очевидно, владельцы этих построек занимались ювелирным и отделочным ремеслом сразу нескольких разновидностей. Жилье одновременно служило мастерской и, возможно, лавкой, где универсалы-ремесленники изготовляли различные украшения, очевидно, находившие широкий сбыт и за пределами города. Перед нами предстает своеобразный город мастеров-ювелиров. В этом, видимо, таится один из секретов предпринимательского процветания горожан.
      На примере Ладоги рушится представление о стойкой самобытности славян. Город в низовьях Волхова являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где встречались разные племена и народы Европы и Азии. Пришельцы находили здесь приют, жили своими общинами, имели свои кладбища и мольбища и все вместе образовывали своеобразный разноязыкий Вавилон. Не здесь ли (как, впрочем, и в других русских городах IX-XI веков) зарождались присущие национальному характеру милосердие, гостеприимство, отсутствие расовой и религиозной ненависти к иноземцам и иноверцам. Привлекательная для своего времени модель мирной полиэтнической уживаемости жителей Ладоги особенно актуальна и в наши дни.
       В раскопках постоянно встречаются разнообразные скандинавские вещи. В урочище "Плакун" обнаружен норманнский могильник, одно из погребений которого обнаружило сходство с датскими захоронениями эпохи викингов. На "Земляном городище" был обнаружен городской квартал, распланированный на стандартные участки, прилегающие к реке, как это делали жители Дании (несколько позже и Норвегии). "Датский след" в культуре Старой Ладоги получил точную расшифровку. В 862 году, когда этот город впервые упоминается в летописи, туда по приглашению славянских и финских племен прибыл скандинавский, а точнее, как теперь становится все очевиднее, датский выходец - князь Рюрик с братьями и дружиной. Он положил начало правившей до конца XVI века на Руси династии Рюриковичей, а Ладога стала первой государственной столицей Руси (затем эта миссия перешла к Новгороду, потом к Киеву).
       Факт призвания чужестранцев служить новой стране не унижает русскую историю. Пришелец-скандинав, конечно, не мог в один день основать государство. Все предпосылки к этому в славянском обществе уже сложились. Оставалось сделать завершающий шаг - наладить новый механизм властвования, что и было осуществлено. "Норманнский вопрос", болезненно обсуждавшийся в русской науке почти 200 лет, был уже решен во времена первых скандинавских по происхождению вождей - Рюрика и Олега. Основатель династии и его продолжатель, придя к управлению в чужой стране, поняли, что следует сохранить и расширить доступ Руси к Балтике и осуществить внутренние задачи молодого Русского государства. Выбор Рюрика в военном и организаторском отношении, похоже, себя оправдал. Вплоть до конца X века скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая торгово-транспортные и межгосударственные связи. Вплоть до второй четверти XII века Ладога оставалась фамильным владением правящей ветви династии Рюриковичей. Затем она перешла под юрисдикцию Новгорода Великого.
       Геополитическое и стратегическое значение Ладоги в первые века ее существования определило ведущую роль города в укреплении северных рубежей Руси. Этому получено конкретное археологическое подтверждение. На месте нынешней каменной крепости XVI века были обнаружены две ее каменные предшественницы, как выяснилось, и необычные по устройству. Одну, возможно, построил князь Олег, который, по словам летописи, в 882 году, укрепляя границы государства, "нача городы строити" (здесь город обозначает крепость). Упомянутое сооружение явилось первой цельнокаменной фортификацией на Руси. В 1113/1114 году на ее месте последним самодержцем Киевской державы князем Мстиславом Великим была воздвигнута новая каменная твердыня. Среди сотен деревоземляных оборонительных сооружений Руси ладожское по своему материалу - плитняку было редким исключением. Оба сооружения были не только обнаружены и опознаны, но и частично музеефицированы. Посетитель теперь может видеть нижнюю часть стены 1113/1114 годов. Таков самый большой подарок археологов Староладожскому музею-заповеднику. Каждый год экспедиция передает этому музею 200-300 находок. Накопленного достаточно для создания большой, по существу международной, археологической экспозиции "Ладога в период раннего средневековья".
       Список открытий в Старой Ладоге расширяется с каждым годом. Е. А. Рябинину недавно удалось обнаружить на "Земляном городище" древнейшую в Северной Европе металлообрабатывающую мастерскую VIII века с беспрецедентным набором из 26 инструментов. В 1997 году наша экспедиция открыла части мастерской IX века с украшениями скандинавского художественного ремесла, которые даже в северных странах считаются большой редкостью. Получается, что при Рюрике и Олеге в Ладоге было организовано литейное производство высококачественных изделий по скандинавским образцам. Речь идет о застежках-фибулах и браслетах, отливавшихся из латуни и имитировавших золотое свечение.
       Староладожская археологическая экспедиция в последние годы работала на средства от разнообразных пожертвований: правительства Ленинградской области, Федеральной целевой программы "Интеграция", Администрации муниципального образования "Волховский район", Староладожского музея-заповедника, Информационного центра Совета министров Северных стран в С.-Петербурге, С.-Петербургского отделения Фонда мира. Промышленно-строительного банка, фирмы "Равенна", наконец, Казанского городского совета народных депутатов. Денег в шапку давали понемножку, но и на эти средства с помощью студентов Ленинградского государственного областного университета удалось заложить на Земляном городище новый раскоп и обнаружить там около 250 находок.
       Археология Старой Ладоги - дело государственное. Неужели и дальше для проведения раскопок вновь придется ходить с протянутой рукой за подаянием?
       А ведь в 2003 году грядет 1250-летие Старой Ладоги - древней столицы Руси. Необходимо достойно отметить юбилей на общероссийском уровне.

к списку публикаций
На сайте express-bank.ru где быстро взять кредит с плохой историей.;Диагностика Skoda также читайте .

Нравится