ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Панченко Виктория Борисовна

Панченко В. Б. “Поставлен святый крест...”: о надписях на средневековых каменных крестах

   Изучение эпиграфики каменных крестов является важным этапом исследования данных памятников. Во-первых, анализ надписей и изображений на средневековых каменных крестах способствует дальнейшему прояснению их хронологии. Это имеет особое значение для памятников Новгородской и Псковской земель, где крайне редко встречаются кресты с фигуративными изображениями, развернутыми надписями и датами. Во-вторых, данный анализ позволяет выявить функционально различные группы памятников такого рода. В-третьих, из  некоторых эпиграфических наблюдений можно сделать выводы о способе изготовления крестов, социальной роли заказчика и изготовителя, об особенностях восприятия каменных крестов в средневековой культуре.
   При анализе эпиграфических особенностей любых средневековых надписей отмечается наличие в них двух стилей — торжественного и бытового. Надписи торжественного стиля обычно очень близки к современным им книжным начертаниям (см. Рыбаков 1964: 7). Нам известны несколько каменных крестов XII — XIII вв., больших размеров, с надписями молитвенного или мемориального характера (Яшкина 1998). Здесь нет монограмм и изображений креста в средокрестии. Все надписи выдолблены, отсутствуют разделительные знаки, нет разделения на строки. Это Стерженский крест 1133 г. (Зализняк 1995: 289); Воймерицкий крест XII в., надпись которого интересна совместным употреблением диалектных и книжных форм, славянских мирских имен (Богуслав, Мирослав и Славон) вместе с христианским (Лазарь) (Зализняк 1995: 374); Нерльский крест с надписью XII в. “похвала Кресту” (Воронин 1940: 309—315). Эту же надпись встречаем на многочисленных обетных деревянных крестах  XVIII в. Волховского р-на (Фотоархив ИИМК РАН, 1911 г., д. О.473). Новгородский “крест Симеона чернеца” с надписью XII в. (Шляпкин 1906:16). По характеру надписи можно предположить, что крест был поставлен по обету.
   Однако массовый эпиграфический материал новгородских крестов характеризуется ограниченным количеством встречающихся букв, отсутствием дат и малым числом аналогий. Наши материалы позволяют выявить несколько различных традиций написания и содержания таких надписей-монограмм для отдельных районов Псковской и Новгородской земель. В настоящей работе мы рассмотрим несколько примеров из оредежской группы крестов с выпуклыми надписями, зафиксированных И.А. Шляпкиным в Новгороде и на среднем Оредеже (Шляпкин 1906).
1. Крест “в круге” из стены ц. Флора и Лавра на Легощей ул. (Шляпкин 1906, рис. 350). На левой лопасти — “IСУ”, на верхней — “ХЪ” под титлом, буквы расположены одна под другой. На правой лопасти “NИ”, на нижней “КА” под титлом. Обращает внимание последовательное расположение монограмм на лопастях “по кругу”, по часовой стрелке, вместо обычного симметричного. “I” изображено с тремя перекладинами, что встречается в берестяных грамотах XIII —XV вв.; такое же написание этой буквы встречено на Васильевских вратах Софийского собора в Новгороде 1336 г. (Рыбаков 1964: табл. IX—X).
2. Крест из д. Донец Тесовской вол. Новгородской губ. (Шл.1906, рис. 334). Четырех-конечный. Надпись исполнена так же, как и на предыдущем кресте, но в монограмме “ХЪ” буквы расположены рядом. “I” с тремя перекладинами, “К” написана в два приема, как “I С”.
3. Крест из той же деревни (Шляпкин 1906, рис.333), четырехконечный. Крестика в средокрестии нет. Буквы в монограммах “IСУ” и “NИ” изображены зеркально,  как и сами монограммы: на левой лопасти вместо “IСУ” — “ИN”, на правой вместо “NИ” — “УСI”. На верхней лопасти “ХЪ” под титлом, на нижней — “КА” без титла, буквы расположены одна под другой. По написанию буквы схожи с предыдущим крестом.
Такая — частичная — “зеркальность”, возможно, объясняется тем, что на каждую мо-нограмму могли существовать отдельные трафареты, и неграмотный мастер (подмастерье) мог перепутать и перевернуть правый и левый, или вообще только один из них. С другой стороны, “обратным” надписям нередко приписывалось магическое значение, они могли быть сделаны специально. Так, в 1239—1240 гг. в южнорусских городах были распро-странены кресты-энколпионы с зеркальными изображениями и надписями, литые в одной литейной форме (см. Рыбаков 1964: 39). Не следует исключать и возможности копирования надписи с подобного креста.
4. Крест неизвестного происхождения, совершенно подобный предыдущему (лишь не-которые буквы сохранились хуже) (Шляпкин 1906, рис.343). Та же зеркальность правой и левой лопастей и отсутствие креста в средокрестии.
5. Крест “из Тесовской волости” (Шляпкин 1906, рис.330). Четырехконечный. В сре-докрестии шестиконечный крест необычной формы, верхний конец его раздваивается, на П-образном подножии. На левой лопасти  — “IC”, на верхней “ХЪ”, на правой “NИ”, монограмма “КА” отсутствует.
6. Крест из д. Донец (Шляпкин 1906, рис.346), “в круге”. На левой лопасти — “IХУ”, “I” изображено с тремя перекладинами, на верхней лопасти “ХЦР”, (очевидно, Христос-Царь, так как “ЦР” — под титлом, Ц в зеркальном виде (хвостик слева); на правой лопасти — “NИ”, причем обе буквы написаны одинаково, как “И”; рядом с ними “В” (от “СЛАВЫ”), очень похожее на “Ъ”.
   Очевидно, что надписи на двух последних крестах вырезались человеком, не понимающим их смысл.
7. Крест из д. Донец (Шяпкин 1906, рис.354).  “Крест в круге”. На левой лопасти — “ICЪ” под титлом; на верхней лопасти — восьмиконечный крест на двуступенчатом подножии с косой нижней перекладиной; на правой лопасти — “ХЪ” под титлом. На нижней лопасти  — монограмма “NИКА” (лигатура “NИ”); под ней титло, буквы (ЦР?), не со-хранились и “ЪВ” под титлом.
8-9. Два креста типа “крест в круге” (Шляпкин, рис. 359, 360), 1374 г., помещенные в стену ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Реконструкция плохо сохранившихся надписей читается нами так: на левой лопасти “IСУ” (на рисунках “С” отсутствует, “У” без окончания правой мачты). На верхней лопасти “Х” под титлом. На правой лопасти “NИ”, при-чем у одного креста в зеркальном виде, как “ИN”. В средокрестии четырехконечный кре-стик на П-образном подножии. Композиция надписей этих крестов сближает их с креста-ми из д. Донец.
Весьма возможно, что рассматриваемые нами выше кресты имеют одинаковое происхождение (из д. Донец), а значит при д. Донец должна была быть мастерская, снабжающая каменными крестами всю округу (и Новгород в том числе).
   Представляется, что для наиболее ранних памятников (до начала XIV в.) характерно отсутствие вышеупомянутых надписей-монограмм (хотя на крестах-энколпионах, а также на граффитийных и сфрагистических изображениях креста такие монограммы известны с XI в.). Эта особенность кажется существенной, так как монограммы IC. XC. NИ КА. ЦРЬ СЛВЫ. в сочетании с изображением креста несомненно указывают на Распятие. Показательно, что на т. н. “Борисовых камнях” в Полоцкой земле (Рыбаков 1964: 26—27) монограммы присутствуют. Наличествуют они и на ранних посвятительных граффити Софийского собора в Новгороде (Медынцева 1978). Таким образом, можно предположить, что монументальные каменные кресты XI — XIII вв. не обязательно ассоциировались с символикой распятия и служили прежде всего памятниками, акцентировавшими христианский статус их заказчика или погребенного под ними. Примечательно также, что именно на ранних монументальных крестах высекались пространные надписи, тяготеющие к “торжественному стилю”.
   Кресты же, содержащие только надписи-монограммы, как кажется, прежде всего являлись довольно распространенным видом намогильных памятников (что подтверждается и их местоположением на средневековых могильниках). Характер написания  монограмм показывает, что и заказчику, и изготовителю зачастую не был понятен их смысл. Очевидно, требовалось соблюдение некоторых признаков: определенная форма креста для дан-ной локальной традиции и наличие неких знаков - букв на лопастях, смысл которых, от-метим, непонятен и подавляющему большинству современного сельского населения Северо-Запада.



                       


-        Воронин Н.Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в. // СА. 1940. № 6. С. 309—315.
-        Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 1995.
-        Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софий-ского собора. М., 1977.
-        Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964.
-        Шляпкин И.А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и нецерковной службы. СПб., 1906.
-        Яшкина В.Б. К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси // Старо-ладожский сборник. Материалы I-V конференций “Северо-Западная Русь в эпоху средне-вековья: междисциплинарные исследования”. Старая Ладога, 1994-1998. СПб — Старая Ладога. 1998. С. 75-89.


к списку публикаций

Нравится