ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Панченко Виктория Борисовна

Панченко В. Б. Почитаемые каменные кресты в культуре Древней Руси: к проблеме выбора источников

   Историко-археологические данные, имеющиеся в распоряжении современных исследователей, не позволяют говорить о том, что раннесредневековая восточнославянская культура располагала развитой традицией культовых сооружений. Скорее всего, языческие святилища восточных славян имели по преимуществу окказиональный характер. Вместе с тем, история массовой религиозности древнерусской эпохи позволяет говорить о существовании категории культовых объектов, не санкционированных напрямую церковными канонами. Речь идет о различных видах местных святынь. К ним, в частности, следует относить и почитаемые каменные кресты.
   Со времени работ А. А. Спицына (1903) и И. А. Шляпкина (1906) в отечественной науке утвердилось функциональное разделение средневековых каменных крестов на памятные, намогильные, поклонные и обетные. Представляется, что эта классификация может быть редуцирована, т.к. в средневековой религиозной культуре категории «обета», «поклонения» и «памяти» репрезентировали разные грани одного и того же явления. Таким образом, достаточно разделять средневековые каменные кресты на почитаемые и намогильные.
   В крестьянской культуре XIX — XX вв. мы достаточно редко встречаем традицию изготовления намогильных каменных крестов. В то же время почитание каменных крестов в качестве местных святынь сохраняется на Северо-Западе России вплоть до нашего времени. В связи с этим возникает вопрос: можно ли считать, что формы почитания этих памятников, зафиксированные этнографами и фольклористами, непосредственно восходят к древнерусской эпохе?
   Единичные археологические исследования культурного слоя около почитаемых крестов (раскопки Е.А. и Т.В. Рябининых 1973 г., А.А. Панченко, В.Б. Панченко и А.А. Селина 1996 г.) дают представление лишь о ритуальной традиции XVIII — XX вв. Достаточно массовым источником, позволяющим проследить функции средневековых каменных крестов, являются эпиграфические данные: надписи и изображения на крестах, сохранившихся до наших дней.
   Анализ этих материалов позволяет предполагать, что почитаемые кресты, устанавливаемые по обету, содержали особую надпись, соответствующую случаю и выполненную в «торжественном стиле», либо фигуративные изображения (Распятие, изображения святых). Такие памятники известны в разных землях Древней Руси с XII по XVI вв., однако число их невелико. Другую группу составляют кресты без надписей или с монограммами IC. XC. NИ КА. ЦРЬ СЛВЫ. Они были широко распространены на территории Новгородской и Псковской земель в XIV — XVI вв. в качестве надгробных памятников. Исследование эпиграфики этих крестов показывает, что их производство носило массовый характер и осуществлялось локальными сельскими мастерскими. Представляется, что первоначально такие памятники преимущественно выполняли надгробные функции и не были связаны с традицией почитания. Однако среди каменных крестов, служивших местными святынями для крестьян XIX — XX вв. встречаются кресты, относящиеся к обеим группам. В каком бы стиле (торжественном, бытовом) надписи не выполнялись, или они отсутствовали вообще — это не имело значения для  формирования представлений о средневековых каменных крестах в традиционной культуре XIX — XX вв.
   Таким образом, очевидно, что почитание средневековых каменных крестов, известное нам по фольклорно-этнографическим свидетельствам, не имеет прямой связи с древнерусскими религиозными традициями. Возможно, что более значимой здесь была вторичная ритуализация средневековых курганных и жальничных могильников с каменными крестами. Поэтому привлечение поздних этнографических материалов для реконструкции функций почитаемых крестов древнерусской эпохи следует осуществлять с особой осторожностью.

* This work was supported by the Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, grant No.: 311/1999

к списку публикаций

Нравится