СЕЛИН АДРИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Селин А. А. Ивангородская дорога: западный участок
Ивангородская дорога - одна из важнейших магистралей Северо-западной России в XVI-XVII в. Она соединяла Новгород, а вместе с ним и все Московское государство с Ивангородом и Нарвой и являлась важнейшей составной частью сети сухопутных дорог Северо-Запада, куда входили также Ореховская, Ладожская, Псковская, Тихвинская дороги, дорога из Ладоги в Орешек и другие, менее крупные магистрали.
Первые сведения об Ивангородской дороге, точнее - о Водском пути, который, на наш взгляд, может быть достаточно определенно идентифицирован с Ивангородской дорогой, относятся к концу XIV века. Немецкий автор пишет о пути, которым русские добираются в Ревель из Новгорода по Водской земле (Wattlande)[1] . В некоторых источниках XVI столетия встречается это второе наименование Ивангородской дороги - «Водская»; это название употреблялось только в ближайших окрестностях Новгорода.
В качестве организованной государственной магистрали Ивангородская дорога начинает выступать с начала XVI в[2]. Первое упоминаеие о ней относится к 1500 г.[3] Однако, есть основания предполагать, что в 20 - 30-е годы XVI столетия трассы многих дорог были исправлены, спрямлены [4] ; в это время на нескольских дорогах Северо-Запада появляются «старые ямы» (в противоположность новым). Вероятно, именно ко второй четверти XVI в. относится установление регулярной ямской службы на Ивангородской дороге. На заключи-тельных этапах Ливонской войны вдоль дороги разворачиваются боевые действия; когда, согласно условиям Плюсского перемирия, Копорский, Ямской и Ивангородский уезды были заняты шведами, дорога оказалась рассеченной надвое, движение по ней надолго прекратилось. После Тявзинского мира, в царствование Бориса Годунова, дорога вновь приобретает магистральное значение. В годы Смутного времени вдоль дороги была организована сеть укрепленных пунктов (как русскими, так и шведским военачальниками) - Тесово, Заречье, возможно - Онстапель. После Столбовского мира значение Ивангородской дороги постепенно сходит на нет.
Дорога шла от Новгорода к Лусскому яму (там от нее ответвлялась Ореховская дорога, ведшая на Орешек, Корелу и далее в Лопские погосты) далее по Тесовской волости, принадлежавшей в XVI-XVII в. попеременно новгородским архиереям и Дворцовому ведомству, и, минуя болота, в которых в XVI в. близ трассы стояло три небольших монастыря, выходила на Ижорское плато. По Копорскому и Ямскому уездам дорога шла, в основоном, соединяя крупные селения - погосты, центры дворцовых волостей. В районе д. Волосово от дороги отходила небольшая трасса на Копорье, возможно - более ранняя, чем трасса самой Ивангородской дороги.
В настоящей работе мы попытались подробно рассмотреть заключительный участок трассы - от Врудского яма и погоста Копорского уезда до Ивангорода[5] . Этот участок отличает большое своеобразие. По всей видимости, отрезок дороги между Ивангородом и Ямом появился лишь в конце XV столетия. Известны сообщения Ливонских источников о прорубке дороги от Ивангорода к другой русской крепости (Яму) около 1495 года[6] . Как полагают исследователи, прокладка такой дороги, должна была превратить Ивангород и Ям в единую систему обороны, создававшейся на западе Новгородской земли в первые годы после ее присоединения к Москве[7] . В нашу задачу входит идентифицировать наиболее значимые пункты на трассе Ивангородской дороги и, таким образом, реконструировать ее направление. Каждый пункт снабжен небольшим историческим комментарием.
Врудский ям и погост
Врудский ям[8] соотносится с совр. д.Ямок близ погоста Вруда. Ивангородская дорога, однако, судя по компилятивной карте, составленной в прошлом веке офицером Генерального штаба Бергенгеймом на основе шведского межевания 1675-1676 гг.[9] , проходила не только через ям (Jamo на карте Бергенгейма), но и через само центральное селение погоста (Wruda), известное с 1500 г. село и погост Вруду[10] . Шведский разведчик Э.Пальмквист, описавший в 1674 г. большую часть дорог в русско-шведском пограничье называет Вруду Weida[11] .
Лилиенхаген
О шведском селении в Ингерманландии под названием Lillienhagen повествуют многие источники. Оно было частным владением, судя по всему, замком[12] . На карте Бергенгейма обозначены селения Lillienhagen и Lillienberg, чуть в стороне от трассы Ивангородской дороги. Селение Lilliental обозначено также на одной популярной английской карте Шведской Ингерманландии XVII в.[13] . О Лилиенхагене на дороге из Унстапели (Онстапель) к Вруде (Weida) повествует Э.Пальмквист[14] . Сложно сказать, с каким более ранним русским селением оно соотносится.
д. Молосковицы
Впервые дворцовая деревня Молосковичи Врудского погоста упомянута в 1504/1505 г.[15] . Селение Moloskowits с церковью отмечено на трассе дороги на карте 1676 г. (вероятно, это - лютеранская кирха; по отвоевании Ингермаландии Петром I церкви на этом месте долгое время не существует). Деревня Молосковицы есть и в настоящее время.
с.Каложицы
Село Каложицы - центр дворцовой Каложицкой волости, известно с 1500 г.[16] . В 1505 г. в нем отмечена Покровская церковь[17] . Каложицы - единственное селение Григорьевского Льешского погоста на Ивангородской дороге[18] . Карта Бергенгейма называет это селение Golositsa. 2 декабря 1704 г. Каложицы проезжал император Петр I[19] .
д.Онстопель
Д. Онстопель Ополецкого погоста известна по писцовой книге 1500 г.[20] . В годы Ливонской войны вблизи этого селения были сооружены какие-то укрепления; в рукописном описании Санкт-Петербургской губернии Ф.Туманского сохранилось известие (вероятно, извлеченное из шведских источников) о взятии 17 сентября 1581 г. шведами крепостей Копорье и Оннестейп[21] . Последний пункт совершенно однозначно должен быть соотнесен с деревней Онстопель (а не с развалинаи крепости на южном берегу Финского залива, как почему-то предполагал Ф.Туманский). Деревня Онстапель упомянута на Ивангородской дороге в 1602 г[22] . В документе 1603 г. отмечен стан в Онстопели[23] . Э.Пальмквист, описывая летнюю и зимнюю дорогу из Нарвы в Новгород упоминает местечко Унстапель[24] . Onstopels by обозначена на карте Бергенгейма. Эта деревня и поныне существует в Кингисеппском районе Ленинградской обл. (далее - Кинг.).
Пустомержа
Первое упоминание о деревне Пустомерже в Опольском погосте Водской пятины мне удалось найти в 1618-23 гг. О деревне Пустомерже на трассе Ивангородской дороги мы узанаем по сообщению Э. Пальмквиста 1674 г.[25] На карте Бергенгейма ее нет.
д. Ямская Весь
Ямская Весь - следующий пункт Ивангородской дороги, известный с 1500 г.[26] , она отмечена на трассе и более поздними источниками[27] . Сложно сказать, с чем соотносится название этой деревни - с ямом, ямской гоньбой или с городом Ямом (укажем на следующую особенность первого упоминания этой деревни: в писцовой книге 1500 г. - вся она принадлежит «городским людям ямлянам»[28] ). Непосредственная приуроченность селения к г. Яме заставляет предположить, что его жители имели прямое отношение к поддержанию дороги, хотя прямых указаний источников на это мы не имеем. Шведские писцовые книги начала XVII в. знают две деревни - Jamschoi Vess и Jamschoi Log[29] . Карта Бергенгейма знает уже пункт Jamskowits by, который соотносится с совр.д. Ямсковицы Кинг.
г.Ям
Город Ям, как известно, был основан новгородцами в 1384 г. Повествующие об этом строки летописи предполагают несколько вариантов интерпретации. Приведем здесь текст полностью: "Того же лета поставиша новгородци город камен на Луге на Яме" (курсив мой - А.С.)."[30] В докладе проф. А.В.Гадло на III Финноугорских чтениях в Российском Этнографическом Музее (март 1994 г.) высказывалось мнение о том, что последнее слово приведенного отрывка указывает на некое финское племя, обитавшее в окрестностях будущего города. Мы более склоняемся к тому, чтобы соотносить это слово с какими-то реалиями, связанными с дорогой (тогда, возможно, носившей имя Вотской)[31] . Это, с другой стороны, вступает в противоречие с мнением И.Я.Гурлянда о появлении ямов на дороге лишь в конце XV века[32] . Участок между Ямской Весью и г.Ямом локализован нами снова по карте Бергенгейма.
Перевоз у Яма
В городе Яме дорога пересекала р. Лугу. Мной обнаружено упоминание о Никольском попе Козьме "с Ямы городка с перевоза" [33] . Я затрудняюсь точно локализовать место переправы; возможно - в районе совр. моста через р. Лугу в г. Кингисеппе.
Пятницкий монастырь
Карта 1676 г. отмечает на левом берегу Луги в Ивангородском уезде, на трассе дороги, пункт "Patnitsa Kloster"[34] . Писцовые книги не знают упоминаний об этом монастыре; в то же время, книга записей Софийской пошлины 7085 г. дважды упоминает "с Ываня города с посаду... Пятницкого попа Леонтея"[35] . Однако, в описаниях Ивангорода XVI в. мне не известна такая церковь. Слож-но сказать, к чему относится эта запись. В Записи о ружных церквях и мона-стырях, составленной в Новгороде между 1577 и 1589 гг.[36] при архиепископе Александре в перечне церквей и монастырей Шелонской пятины есть следующая запись: «В монастырь святые Пятницы да чудотворца Космы и Дамиана, что на Иванегородцкой дороге игумену Тарасью да пятнадцати старцем милостыни годовые за соль рубль и 21 алтын и две деньги, да на свечи за пуд воску по торговой цене 40 алтын[37] ». В недавно изданном «Описании древнейших документов архивов Московских приказов» упоминаютсядве грамоты, имеющие непосредственное отношение к этому монастырю[38] . Одна из них датирует построение новой церкви Космы и Дамиана временем около 1594 г., другая же называет имя игумена монастыря в 1594 г. – Галактиона. Примечательно что второй документ - челобитная о выдаче монастырю хлебной и денежной руги - перекликается с цитированной выше «Записью». В Шелонской пятине Ивангородская дорога проходила только по участку между Ямом и Ивангородом, следовательно эту запись следует относить именно к рассматриваемому монастырю. Атлас Генерального Межевания 1791 г. знает д. Старое Пятницкое, примерно на том месте, где она была отмечена Бергенгеймом[39] . Источники конца XIX в. сообщают предание о существовавшем когда-то Пятницком монастыре, близ которого в 1780 г. был устроен храм св. Михаила Архангела в с. Новопятницкое[40] . Вероятно, с этим селением и следует соотносить существовавший в 1676 г. Пятницкий монастырь. Время возникновения этого монастыря или некоей Пятницкой церкви, ему предшествовавшей, по всей видимости, следует отнести к концу 70-х гг. XVI в. В то же время, на месте совр. д. Новопятницкое А. М. Андрияшев локализовал д. Луское Большое, известное в 1571 г.[41] , которое, в свою очередь, очень предположительно, может быть соотносимо с Лусским селом, отданным в 1383 г. в кормление Патрикею Наримантовичу[42] . Невысокий статус селения в 1571 г. не может быть свидетельством против этого: со строительством г. Яма, значение Лусского села, несомненно должно было сойти на нет.
д.Дуброва
Д. Дубровка у мосту известна в Петровском погосте Ямского уезда в 1571 г.[43] . Ее отмечает на трассе дороги и Бергенгейм (Dubrofwa by и hoff). Это селение также локализовано А.М. Андрияшевым[44] .
д.Талый Ручей
Следующий пункт на Ивангородской дороге, по карте 1676 г., - Taliroos hoff, соотносимый с д. на Талом ручью того же погоста, упомянутой в 1571 г.[45] .
Кабак на дороге
Далее на Ивангородской дороге Бергенгейм отмечает кабак (krog). Ра-нее, в начале XVII столетия, писцовые книги знают где то в этом же месте (судя по порядку описания) также Kabaket[46] .
д.Нодея
В своем описании «Обычной зимней дороги из Нарвы в Новгород» Э.Пальмквист первым пунктом на ней (после Нарвы) отмечает «кабачок Нопия»[47] . Бергенгейм знает д. Nodia на трассе Ивангородской дороги, которую я соотношу с д. Нотея, известной по писцовой книге 1571 г.[48] . Это селение отмечено на карте А.М.Андрияшева.
д. Захонье
Д. Захонье, впервые упомянутое источниками в 1497 г.[49] , по моему мнению, соотносится с Sachonia by и hoff на карте 1676 г. - последнем пункте дороги перед Ивангородом. Его также локализует А. М. Андрияшев[50] . Деревни Захонье I и Захонье II существуют сейчас в Кингисеппском районе Лен. обл.
Трасса дороги между Ямом и Ивангородом в XVIII столетии была спрям-лена и обходила все упомянутые селения, в целом, совпадая с современным шоссе С- Петербург - Таллинн[51] .
г.Ивангород
Ивангород - заключительный пункт рассматриваемой магистрали. В док-ладе А.В.Курбатова на II семинаре "Северо-Западная Русь в эпоху средневековья: междисциплинарные исследования" в Старой Ладоге (1-3 июня 1994) содержалась информация, позволяющая, на мой взгляд, соотносить вскрытую в 1990 и 1993 гг. деревянную вымостку, проходившую параллельно современному Кингисеппскому шоссе, с Ивангородской дорогой XVI-XVII вв.
Первые сведения об Ивангородской дороге, точнее - о Водском пути, который, на наш взгляд, может быть достаточно определенно идентифицирован с Ивангородской дорогой, относятся к концу XIV века. Немецкий автор пишет о пути, которым русские добираются в Ревель из Новгорода по Водской земле (Wattlande)[1] . В некоторых источниках XVI столетия встречается это второе наименование Ивангородской дороги - «Водская»; это название употреблялось только в ближайших окрестностях Новгорода.
В качестве организованной государственной магистрали Ивангородская дорога начинает выступать с начала XVI в[2]. Первое упоминаеие о ней относится к 1500 г.[3] Однако, есть основания предполагать, что в 20 - 30-е годы XVI столетия трассы многих дорог были исправлены, спрямлены [4] ; в это время на нескольских дорогах Северо-Запада появляются «старые ямы» (в противоположность новым). Вероятно, именно ко второй четверти XVI в. относится установление регулярной ямской службы на Ивангородской дороге. На заключи-тельных этапах Ливонской войны вдоль дороги разворачиваются боевые действия; когда, согласно условиям Плюсского перемирия, Копорский, Ямской и Ивангородский уезды были заняты шведами, дорога оказалась рассеченной надвое, движение по ней надолго прекратилось. После Тявзинского мира, в царствование Бориса Годунова, дорога вновь приобретает магистральное значение. В годы Смутного времени вдоль дороги была организована сеть укрепленных пунктов (как русскими, так и шведским военачальниками) - Тесово, Заречье, возможно - Онстапель. После Столбовского мира значение Ивангородской дороги постепенно сходит на нет.
Дорога шла от Новгорода к Лусскому яму (там от нее ответвлялась Ореховская дорога, ведшая на Орешек, Корелу и далее в Лопские погосты) далее по Тесовской волости, принадлежавшей в XVI-XVII в. попеременно новгородским архиереям и Дворцовому ведомству, и, минуя болота, в которых в XVI в. близ трассы стояло три небольших монастыря, выходила на Ижорское плато. По Копорскому и Ямскому уездам дорога шла, в основоном, соединяя крупные селения - погосты, центры дворцовых волостей. В районе д. Волосово от дороги отходила небольшая трасса на Копорье, возможно - более ранняя, чем трасса самой Ивангородской дороги.
В настоящей работе мы попытались подробно рассмотреть заключительный участок трассы - от Врудского яма и погоста Копорского уезда до Ивангорода[5] . Этот участок отличает большое своеобразие. По всей видимости, отрезок дороги между Ивангородом и Ямом появился лишь в конце XV столетия. Известны сообщения Ливонских источников о прорубке дороги от Ивангорода к другой русской крепости (Яму) около 1495 года[6] . Как полагают исследователи, прокладка такой дороги, должна была превратить Ивангород и Ям в единую систему обороны, создававшейся на западе Новгородской земли в первые годы после ее присоединения к Москве[7] . В нашу задачу входит идентифицировать наиболее значимые пункты на трассе Ивангородской дороги и, таким образом, реконструировать ее направление. Каждый пункт снабжен небольшим историческим комментарием.
Врудский ям и погост
Врудский ям[8] соотносится с совр. д.Ямок близ погоста Вруда. Ивангородская дорога, однако, судя по компилятивной карте, составленной в прошлом веке офицером Генерального штаба Бергенгеймом на основе шведского межевания 1675-1676 гг.[9] , проходила не только через ям (Jamo на карте Бергенгейма), но и через само центральное селение погоста (Wruda), известное с 1500 г. село и погост Вруду[10] . Шведский разведчик Э.Пальмквист, описавший в 1674 г. большую часть дорог в русско-шведском пограничье называет Вруду Weida[11] .
Лилиенхаген
О шведском селении в Ингерманландии под названием Lillienhagen повествуют многие источники. Оно было частным владением, судя по всему, замком[12] . На карте Бергенгейма обозначены селения Lillienhagen и Lillienberg, чуть в стороне от трассы Ивангородской дороги. Селение Lilliental обозначено также на одной популярной английской карте Шведской Ингерманландии XVII в.[13] . О Лилиенхагене на дороге из Унстапели (Онстапель) к Вруде (Weida) повествует Э.Пальмквист[14] . Сложно сказать, с каким более ранним русским селением оно соотносится.
д. Молосковицы
Впервые дворцовая деревня Молосковичи Врудского погоста упомянута в 1504/1505 г.[15] . Селение Moloskowits с церковью отмечено на трассе дороги на карте 1676 г. (вероятно, это - лютеранская кирха; по отвоевании Ингермаландии Петром I церкви на этом месте долгое время не существует). Деревня Молосковицы есть и в настоящее время.
с.Каложицы
Село Каложицы - центр дворцовой Каложицкой волости, известно с 1500 г.[16] . В 1505 г. в нем отмечена Покровская церковь[17] . Каложицы - единственное селение Григорьевского Льешского погоста на Ивангородской дороге[18] . Карта Бергенгейма называет это селение Golositsa. 2 декабря 1704 г. Каложицы проезжал император Петр I[19] .
д.Онстопель
Д. Онстопель Ополецкого погоста известна по писцовой книге 1500 г.[20] . В годы Ливонской войны вблизи этого селения были сооружены какие-то укрепления; в рукописном описании Санкт-Петербургской губернии Ф.Туманского сохранилось известие (вероятно, извлеченное из шведских источников) о взятии 17 сентября 1581 г. шведами крепостей Копорье и Оннестейп[21] . Последний пункт совершенно однозначно должен быть соотнесен с деревней Онстопель (а не с развалинаи крепости на южном берегу Финского залива, как почему-то предполагал Ф.Туманский). Деревня Онстапель упомянута на Ивангородской дороге в 1602 г[22] . В документе 1603 г. отмечен стан в Онстопели[23] . Э.Пальмквист, описывая летнюю и зимнюю дорогу из Нарвы в Новгород упоминает местечко Унстапель[24] . Onstopels by обозначена на карте Бергенгейма. Эта деревня и поныне существует в Кингисеппском районе Ленинградской обл. (далее - Кинг.).
Пустомержа
Первое упоминание о деревне Пустомерже в Опольском погосте Водской пятины мне удалось найти в 1618-23 гг. О деревне Пустомерже на трассе Ивангородской дороги мы узанаем по сообщению Э. Пальмквиста 1674 г.[25] На карте Бергенгейма ее нет.
д. Ямская Весь
Ямская Весь - следующий пункт Ивангородской дороги, известный с 1500 г.[26] , она отмечена на трассе и более поздними источниками[27] . Сложно сказать, с чем соотносится название этой деревни - с ямом, ямской гоньбой или с городом Ямом (укажем на следующую особенность первого упоминания этой деревни: в писцовой книге 1500 г. - вся она принадлежит «городским людям ямлянам»[28] ). Непосредственная приуроченность селения к г. Яме заставляет предположить, что его жители имели прямое отношение к поддержанию дороги, хотя прямых указаний источников на это мы не имеем. Шведские писцовые книги начала XVII в. знают две деревни - Jamschoi Vess и Jamschoi Log[29] . Карта Бергенгейма знает уже пункт Jamskowits by, который соотносится с совр.д. Ямсковицы Кинг.
г.Ям
Город Ям, как известно, был основан новгородцами в 1384 г. Повествующие об этом строки летописи предполагают несколько вариантов интерпретации. Приведем здесь текст полностью: "Того же лета поставиша новгородци город камен на Луге на Яме" (курсив мой - А.С.)."[30] В докладе проф. А.В.Гадло на III Финноугорских чтениях в Российском Этнографическом Музее (март 1994 г.) высказывалось мнение о том, что последнее слово приведенного отрывка указывает на некое финское племя, обитавшее в окрестностях будущего города. Мы более склоняемся к тому, чтобы соотносить это слово с какими-то реалиями, связанными с дорогой (тогда, возможно, носившей имя Вотской)[31] . Это, с другой стороны, вступает в противоречие с мнением И.Я.Гурлянда о появлении ямов на дороге лишь в конце XV века[32] . Участок между Ямской Весью и г.Ямом локализован нами снова по карте Бергенгейма.
Перевоз у Яма
В городе Яме дорога пересекала р. Лугу. Мной обнаружено упоминание о Никольском попе Козьме "с Ямы городка с перевоза" [33] . Я затрудняюсь точно локализовать место переправы; возможно - в районе совр. моста через р. Лугу в г. Кингисеппе.
Пятницкий монастырь
Карта 1676 г. отмечает на левом берегу Луги в Ивангородском уезде, на трассе дороги, пункт "Patnitsa Kloster"[34] . Писцовые книги не знают упоминаний об этом монастыре; в то же время, книга записей Софийской пошлины 7085 г. дважды упоминает "с Ываня города с посаду... Пятницкого попа Леонтея"[35] . Однако, в описаниях Ивангорода XVI в. мне не известна такая церковь. Слож-но сказать, к чему относится эта запись. В Записи о ружных церквях и мона-стырях, составленной в Новгороде между 1577 и 1589 гг.[36] при архиепископе Александре в перечне церквей и монастырей Шелонской пятины есть следующая запись: «В монастырь святые Пятницы да чудотворца Космы и Дамиана, что на Иванегородцкой дороге игумену Тарасью да пятнадцати старцем милостыни годовые за соль рубль и 21 алтын и две деньги, да на свечи за пуд воску по торговой цене 40 алтын[37] ». В недавно изданном «Описании древнейших документов архивов Московских приказов» упоминаютсядве грамоты, имеющие непосредственное отношение к этому монастырю[38] . Одна из них датирует построение новой церкви Космы и Дамиана временем около 1594 г., другая же называет имя игумена монастыря в 1594 г. – Галактиона. Примечательно что второй документ - челобитная о выдаче монастырю хлебной и денежной руги - перекликается с цитированной выше «Записью». В Шелонской пятине Ивангородская дорога проходила только по участку между Ямом и Ивангородом, следовательно эту запись следует относить именно к рассматриваемому монастырю. Атлас Генерального Межевания 1791 г. знает д. Старое Пятницкое, примерно на том месте, где она была отмечена Бергенгеймом[39] . Источники конца XIX в. сообщают предание о существовавшем когда-то Пятницком монастыре, близ которого в 1780 г. был устроен храм св. Михаила Архангела в с. Новопятницкое[40] . Вероятно, с этим селением и следует соотносить существовавший в 1676 г. Пятницкий монастырь. Время возникновения этого монастыря или некоей Пятницкой церкви, ему предшествовавшей, по всей видимости, следует отнести к концу 70-х гг. XVI в. В то же время, на месте совр. д. Новопятницкое А. М. Андрияшев локализовал д. Луское Большое, известное в 1571 г.[41] , которое, в свою очередь, очень предположительно, может быть соотносимо с Лусским селом, отданным в 1383 г. в кормление Патрикею Наримантовичу[42] . Невысокий статус селения в 1571 г. не может быть свидетельством против этого: со строительством г. Яма, значение Лусского села, несомненно должно было сойти на нет.
д.Дуброва
Д. Дубровка у мосту известна в Петровском погосте Ямского уезда в 1571 г.[43] . Ее отмечает на трассе дороги и Бергенгейм (Dubrofwa by и hoff). Это селение также локализовано А.М. Андрияшевым[44] .
д.Талый Ручей
Следующий пункт на Ивангородской дороге, по карте 1676 г., - Taliroos hoff, соотносимый с д. на Талом ручью того же погоста, упомянутой в 1571 г.[45] .
Кабак на дороге
Далее на Ивангородской дороге Бергенгейм отмечает кабак (krog). Ра-нее, в начале XVII столетия, писцовые книги знают где то в этом же месте (судя по порядку описания) также Kabaket[46] .
д.Нодея
В своем описании «Обычной зимней дороги из Нарвы в Новгород» Э.Пальмквист первым пунктом на ней (после Нарвы) отмечает «кабачок Нопия»[47] . Бергенгейм знает д. Nodia на трассе Ивангородской дороги, которую я соотношу с д. Нотея, известной по писцовой книге 1571 г.[48] . Это селение отмечено на карте А.М.Андрияшева.
д. Захонье
Д. Захонье, впервые упомянутое источниками в 1497 г.[49] , по моему мнению, соотносится с Sachonia by и hoff на карте 1676 г. - последнем пункте дороги перед Ивангородом. Его также локализует А. М. Андрияшев[50] . Деревни Захонье I и Захонье II существуют сейчас в Кингисеппском районе Лен. обл.
Трасса дороги между Ямом и Ивангородом в XVIII столетии была спрям-лена и обходила все упомянутые селения, в целом, совпадая с современным шоссе С- Петербург - Таллинн[51] .
г.Ивангород
Ивангород - заключительный пункт рассматриваемой магистрали. В док-ладе А.В.Курбатова на II семинаре "Северо-Западная Русь в эпоху средневековья: междисциплинарные исследования" в Старой Ладоге (1-3 июня 1994) содержалась информация, позволяющая, на мой взгляд, соотносить вскрытую в 1990 и 1993 гг. деревянную вымостку, проходившую параллельно современному Кингисеппскому шоссе, с Ивангородской дорогой XVI-XVII вв.
[1] Никитский А.И. История экономического быта Великого Новгорода. М., 1893. С. 107, примечание.
[2] Подробнее см. Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996.
[3] Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. Приложение 1. С. 36-37.
[4] По данным А.А.Фролова, именно в это время организуется ямская гоньба и на Большой Московской дороге, спрямляется ее трасса. Пользуюся случаем выразить признательность А.А.Фролову за устную информацию.
[5] См. карту-схему этого участка в Селин А.А. Ук. соч., с. 23.
[6] Liv-, Est- und Kurländisches Urkundenbuch. Zweite abteilung. Bd. 1. Riga; Moskau, 1900. № 200.
[7] Клейненберг И. Мероприятия Русского государства по укреплению Нарвской границе в конце XV века // Военно-исторический журнал. 1960. № 6. С. 125-127; Мильчик М.И. Итальянские мастера – строители Ивангородской крепости // Новгородский исторический сборник. Спб., 1995. Вып. 5 (15). С. 193.
[8] Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 558
[9] Карта бывших губерний Иваньгорода, Яма, Копорья и Ноэтеборга, составленная под присмотром Генерал-Маиора Шуберта Генерального Штаба Штабс-Капитаном Бергенгеймом 1-м. СПб., 1827.
[10] Новгородские писцовые книги, изданные Археографической комиссией. Т.3. СПб., 1868. Ст. 832 - 833
[11] Э.Пальмквист. Некоторые заметки о России, ее дорогах, крепостях и границах, сделанные во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 году. Новгород, 1993. С. 15.
[12] 1 января 1635 года в Лилиенхаген, к госпоже Еватерине Стоппэ, вдове Иоганна Мюллера, прибыл Адам Олеарий - А.Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 58.
[13] Ch.Saxton, P.Lea, G.Willdey. The Traveller’s Guide, Sweden and Norway from ye latest Observa-tions. London, 1867-1730 // Fredrikson E. Finland Defined. A nation takes share on the map. Helsinki, 1994, 2nd print. P. 77, № 64.
[14] Э.Пальмквист. Ук. соч., с. 15.
[15] Отрывок писцовой книги Водской пятины 1594-1505 гг. Киев., 1908. С. 13
[16] Новгородские писцовые книги... Т.3. Ст. 805
[17] Отрывок писцовой книги Водской пятины 1594-1505 гг.... С. 11
[18] Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 558
[19] Юрналы и камер-фурьерские журналы. Походные и путевые журналы императора Петра I. 1704 г... С. 12
[20] Новгородские писцовые книги... Т.3. Ст. 898
[21] Ф.Туманский. Опыт повествования о деяниях, порождении, состоянии и разделении Санкт-Петербургской губернии. 1789-1790 // ОР РНБ. Эрм. 558. Л. 256об-257.
[22] Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 558; 646
[23] Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 646
[24] Э.Пальмквист. Ук. соч., с. 14, 15.
[25] Э.Пальмквист. Ук. соч., с. 14, 15.
[26] Новгородские писцовые книги... Т.3. Ст. 955 - 956
[27] Дела Тайного приказа. Т. 2 // РИБ. Т. 22. СПб., 1908. Ст. 558
[28] Новгородские писцовые книги... Т.3. Ст. 955.
[29] Jordebocker ofver Ingermanland. Писцовые книги Ижорской земли. СПб., 1862. Т. 1. Ч. 2. С. 176, 178
[30] Новгородская первая летопись... С. 379
[31] Такое же замечание было высказано на заседании той же конференции А. Крюковым, ранее - А. Н. Кирпичниковым - Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984.С. 180
[32] Гурлянд И.Е. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900. С. 53
[33] Книга записей Софийской пошлины... Л. 119
[34] Карта бывших губерний Иваньгорода, Яма, Копорья и Ноэтеборга...
[35] Книга записей Софийской пошлины... Л. 118, 218об.
[36] В.Л. Янин, никак не аргументируя этого, датирует эту «Запись» 1583 годом - Колчин Б.А., Хо-рошев А.С., Янин В.Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981. С. 15.
[37] Запись о ружных церквах и монастырях в Новгороде и в Новгородских пятинах, составленная в XVI в. при новгородском архиепископе Александре (1577-1589) // ВОИДР. 1856. Т. 24. С. 38
[38] 1594 г. авг., 9. Грамота новгородскому и великолуцкому митрополиту Варлааму о выдаче бес-пошлинного антиминса во вновь сооруженную теплую церковь Козьмы и Демьяна Пятницкого монастыря под городом Ямом. Отпуск; 1594 г., мая 9. Грамота новгородскому воеводе кн. Д.А.Ногтеву о выдаче руги Пятницкому и Воскресенскому монастырям под Ямом. Отпуск // Вос-кобойникова Н.П. Описание древнейших документов Московских приказов XVI-начала XVII веков. М., 1994. С. 172.
[39] Атлас Санкт-Петербургской губернии... Л. 72об.-73
[40] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1885. Т. 10. С. 305. Эта Пятницкая церковь была полностью уничтожена в годы II мировой войны, ныне на ее месте одни развалины.
[41] Новгородские писцовые книги... Т.5. Ст. 433 - 434; Андрияшев А.М. Материалы по историче-ской географии Новгородской земли. Ч. 2. Карты погостов. Карта VII.
[42] Новгородская первая летопись... С. 379
[43] Новгородские писцовые книги... Т.5. Ст. 429
[44] Андрияшев А. М. Материалы для исторической географии Новгородской земли. Часть 2. Карты погостов. М., 1914. С. VII
[45] Новгородские писцовые книги... Т.5. Ст. 528
[46] Jordebocker ofver Ingermanland... Т. 1.Ч. 2. С. 191
[47] Э.Пальмквист. Ук. соч., с. 15.
[48] Новгородские писцовые книги... Т.5. Ст. 427
[49] Новгородские писцовые книги... Т.4. Ст. 230
[50] Андрияшев А. М. Материалы для исторической географии Новгородской земли... С. VII
[51] Атлас Санкт-Петербургской губернии... 72 об-73
к списку публикаций
Tweet | surf |
|
Нравится |