ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Мероприятия


Васильев Б. Г.


Васильев Б. Г. Настенная живопись церкви святого Георгия XII века в Старой Ладоге. Опыт виртуальной реконструкции

СПб., 2006. С.107., илл.

Оглавление


-   Предисловие
-   Задачи реконструкции
-   Методы реконструкции
-   Реконструкция стенописи
-   Итоги реконструкции
-   Примечание
-   Список сокращений
-   Иллюстрации


ПРЕДИСЛОВИЕ

      В области архитектурной археологии за последние 150 лет открыты многочисленные памятники каменного церковного зодчества. Попутно накоплены кол¬лекции строительного материала и фрагментов фресок. Темпы и масштабы изучения истории зодчества и монументальной живописи различные. При исследовании архитектуры в сферу внимания входят вопросы планового и объемного решения, характеристика растворов и кладки разных участков стен. Фрагменты фресок обычно рассматриваются как массовый материал. Из раскопок отбираются десятки или, реже, сотни обломков с живописью. Часть образцов передается на лабораторные анализы грунта и красок. Обращение к этим фрагментам как источнику информации носит эпизодический характер. В последние полтора десятка лет благодаря включению фрагментов фресок в научные исследования просматривается тенденция к максимально полному сбору этого материала. С таким настроем сегодня работают археологи на раскопках (или шурфах) церквей Великого Новгорода, Старой Ладоги, Твери, Ростова Великого, Суздаля, Владимира.
      Появились первые методические разработки по исследованию техники письма и стилистики живописи на основе руинированных обломков. В результате активного обращения к фрагментам фресок оживился интерес к таким нюансам, как приемы письма личного, одежды, что помогло говорить о творческой ориентации художников и о почерках отдельных мастеров. С опорой на датированные памятники намечены основные хронологические признаки стилистики росписей, время создания которых по письменным источникам нам неизвестно.
     Возможность близкого визуального осмотра фрагментов стенописей со всех сторон, равно как и данные лабораторных исследований состава грунтов и красок, приоткрыли завесу тайны о поновлениях фресок. История создания архитектурно-живописных ансамблей каменных храмов знает множество летописных фактов постепенного заполнения стен росписями со значительными перерывами во времени. Отличия в составе грунтов, в приемах письма личного, в деталях орнаментации помогают не только уточнить время создания ансамбля или его отдельных частей, но и выявить следы реставрации первых веков существования фресок. Результаты такой работы получены на примере росписей Старой Ладоги и Великого Новгорода.
    Открытия реставраторов в ХIХ-ХХ веках древних стенописей под побелками и поздними поновлениями значительно пополнили сокровищницу мировой культуры. Большая часть вновь обретенных памятников монументальной живописи оказалась в аварийном состоянии, что побудило копировать мозаики и фрески и разрабатывать методы сохранения уникальных росписей. Копийная практика оказалась своевременной. Несовершенные методы реставрации, октябрьская революция и Великая Отечественная война стали причинами частичной или полной гибели многих архитектурноживописных ансамблей Древней Руси.
     Разборка руинированных росписей только что утраченных и давно разрушенных храмов показала, что сохранность рисунка и красочного слоя на фрагментах вполне приемлема для полноценного суждения о качестве живописи. Как это не покажется странным, но и фрагменты фресок, пролежавшие в земле столетия, во многих случаях оказались в превосходном состоянии. Этот факт подвигнул на не¬виданное по размаху дело восстановления разрушенных стенописей. Залогом успеха стали два фактора: полный сбор фрагментов ансамбля, фотофиксация и копии фресок, сделанные до их разрушения.
     Летописи скупо сообщают о возведении храмов или о росписях. Поэтому датирование археологически открытых и ранее неизвестных памятников проводится по результатам исследования особенностей архитектурного облика. Вслед за накоплением данных выстраивается логическая схема последовательного развития стилистики зодчества. Датировки иногда меняются, особенно в связи с открытием новых строений либо каких-нибудь чрезвычайно важных для определенного времени нюансов архитектуры храмов.
    В исследованиях настенных росписей Х-ХIII веков загадочных вопросов остается еще больше, чем в истории архитектуры. Явно не хватает промежуточных звеньев на обозначенных этапах проникновения стилистических течений и формирования национальных традиций. Надежным источником для пополнения наших знаний по этой проблематике стали обломки стенописей. Этот материал можно и нужно рассматривать как самодостаточный без непременной оглядки на данные изысканий по истории архитектуры. Такой установки я придерживался в работе с разрушенными полностью или частично уцелевшими стенописями Старой Ладоги, Ростова Великого, Полоцка и Великого Новгорода. В работе с фрагментами фресок возникли противоречия о времени возведения и украшения церквей, не отмеченных в письменных источниках. Датировка живописи и стен, на которых она находилась, в некоторых случаях получилась различной, причем фрески иногда оказывались намного древнее своего строения. Но вслед за этими изысканиями нередко отыскиваются весомые аргументы и для удревнения стен церквей.
   На этом пути актуальным представляется совершенствование практики изучения руинированных стенописей. Разборка крупных по объему материала коллекций, как правило, подводит к возможности стыковки между собой разных по размерам живописных плоскостей, иногда вполне достаточных для их атрибуции.
По ходу такой работы приоткрывается часть храмовой декорации, неизвестной ни по каким другим источникам. Сравнительная характеристика качественной стороны выполнения личного, одежды, орнамента дает косвенные ориентиры о месте расположения фрески в интерьере. Гораздо успешнее реконструкция может быть проведена в храме с частично утраченной росписью.
    Полностью сохранился объем здания и пятая часть фресок Георгиевской церкви XII века Старой Ладоги. Еще около 50 м2 древней росписи в виде обломков собраны около храма и в интерьере. С этими фрагментами проведен комплекс всесторонних исследований, результаты которых послужили основанием для начала новой работы по воссозданию композиционной схемы настенной живописи памятника. Необходимым инструментом для реализации проекта стал компьютер с пакетом графических программ.


к списку публикаций


Нравится