ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31   

Мероприятия


выставка «Времени вопреки»

22.06.2016
Музей-заповедник «Старая Ладога», известный прежде всего своими архитектурными памятниками, коллекцией археологии, фресками, хранит в своих фондах множество предметов, в данный момент не представленных в экспозициях, еще недостаточно изученных, нигде не публиковавшихся и потому обычно не ассоциируемых с образом музея. К их числу относится коллекция иконописи и церковной утвари, включающая более семисот единиц хранения. 
Иконы в собрании музея – это произведения конца XVII - начала XX вв. Коллекция формировалась с момента образования музея - с 1971 г., пополняясь благодаря  собирательской работе сотрудников, закупкам, дарам частных лиц, передаче из других музеев и организаций.
Сохранность икон различна. В большинстве своем произведения требуют реставрации, иногда легкой, иногда достаточно сложной и дорогостоящей, – не только для обеспечения их сохранности, но и для полноценной работы с ними – научного изучения, атрибуции, а также для приведения в экспозиционный вид и возможности публикации. 
Благодаря Правительству Ленинградской области выделяются средства на реставрацию музейного фонда. Музей долгое время плодотворно сотрудничал с ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление». За годы сотрудничества были отреставрированы многие ценные произведения иконописи, в т.ч. одна из жемчужин коллекции – большая икона «Успение Богородицы с акафистом» XVIII в. В 2014 г. отреставрирована икона «Святой великомученик Димитрий Мироточивый» XIX в. Реставрация проводилась под руководством заместителя директора по науке, художника-реставратора высшей категории В.Д. Сарабьянова. Это последняя работа Владимира Дмитриевича для Старой Ладоги - весной 2015 года он ушел из жизни. Имя реставратора в памяти благодарных современников и потомков навсегда останется связанным со Старой Ладогой: возвращение миру отреставрированных фресок средневековых ладожских храмов - это заслуга В. Д. Сарабьянова и его коллег. 
В 2015 г. в конкурсе по реставрации иконописи из собрания музея-заповедника «Старая Ладога» кроме ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» участвовали Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря и Общество с ограниченной ответственностью «ВЕРН». Уже летом 2015 г. шесть икон были отправлены в Москву в ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря, одна икона – на реставрацию в ООО «ВЕРН». В конце ноября иконы, реставрированные в Центре имени И.Э. Грабаря, вернулись в музей. Реставрацию проводили сотрудники Центра: Милова Т.А., Добрынин С.Н., Горматюк А.А., Савкина В.А., Рыжакова Е.В.,  Пригородова О.А.  Результаты проведенной работы наглядно демонстрируют необходимость и важность реставрации: помимо того, что все иконы, освобожденные от слоев потемневшей за многие годы олифы, загрязнений, копоти засияли изначальной чистотой красок, а укрепление красочного слоя позволит сохранить их для следующих поколений, не обошлось и без маленьких, но важных открытий. Так, в результате реставрации одна из икон – «Святой Александр Невский» – получила точную датировку: при расчистке живописи открылась авторская запись – 1900 г.
Икона XIX в. «Избранные святые» до реставрации представляла собой темное поле с едва прочитываемыми фигурами святых в рост; лишь надписи над нимбами давали возможность установить, кто изображен на иконе. После удаления потемневшей олифы открылась авторская живопись; ее сохранность оказалась в целом хорошей, небольшие участки утрат были тонированы в процессе реставрации.
Музей-заповедник находит различные источники финансирования своей профессиональной деятельности. Недавно руководство музея-заповедника «Старая Ладога» обратилось к генеральному директору Всероссийского Художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря Лесовому Александру Николаевичу с просьбой включить шесть икон из собрания музея в плановую (бесплатную) реставрацию. В результате три иконы отправились в Москву.
В юбилейный для музея 2016 год на выставке «Времени вопреки» будут представлены 16 икон из числа произведений, отреставрированных в период с 2007 по 2015 гг. в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении, ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря, ООО «ВЕРН». Многие из них будут экспонироваться впервые. Это очень различные по сюжетам, технике исполнения, стилистическим особенностям произведения XVIII – XX вв. Среди них и большие храмовые или часовенные иконы, и небольшие по формату, аналойные или келейные, домашние образы. Иконопись Синодального периода – одна из наименее изученных на данный момент областей русского религиозного искусства, несмотря на огромное количество сохранившихся памятников и относительную близость к нам времени их создания. Долгое время поздняя икона оставалась в тени несомненного величия древнерусской живописи более ранних веков, считалась искусством периода упадка, «расцерковления», подражания западным образцам или массовой ремесленной продукцией. Произведения поздней иконописи хоть и попадали в музейные собрания и бережно хранились как памятники определенного исторического периода, но оставались несистематизированными, неописанными и практически неизученными. В последние десятилетия ситуация стала меняться – искусствоведы стали обращать все большее внимание на позднюю икону; появились первые серьезные исследования, уже опровергшие многие устоявшиеся взгляды на этот пласт культуры. Иконопись XVIII-нач. XX вв. стала постепенно раскрываться как самобытное, сложное и неоднородное по своему составу, но несомненно яркое явление русского искусства и духовной культуры. 
«Реабилитированная» поздняя икона стала все чаще появляться и в музейных залах – в составе постоянных экспозиций и временных тематических выставок. Так, Государственный Эрмитаж в формате «открытого хранения» в Реставрацтонно-хранительском центре «Старая деревня» впервые показал коллекцию поздней иконы – ранее большая часть экспонатов была доступна в запасниках только ограниченному кругу исследователей.
Экспонаты выставки «Времени вопреки» рассказывают о многом: о русской иконе позднего периода, об иконописи в целом - ее героях, сюжетах, внутренних законах и творческом поиске иконописца, о разнице техник и единстве веры, о профессионализме и мастерстве современных художников-реставраторов, о бережном отношении к историческому и духовному наследию, о роли музея в их сохранении. 
А.А.Живетьева 


Нравится