ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31   

Мероприятия


Выставка "Памяти художника. Владимир Валериевич Перцов"

4.02.2017
Памяти художника. Владимир Валериевич Перцов.

24 января в возрасте 83 лет ушел из жизни большой художник – Владимир Валериевич Перцов. Заслуженный художник России (1980 г.), Заслуженный деятель искусств (2002 г.), преподаватель с многолетним стажем, Владимир Валериевич известен как талантливейший иллюстратор детской книги. Сам художник отмечал, что в списке проиллюстрированных и оформленных им книг – около 200 названий, и это еще не считая рисунков для журналов («Мурзилка», «Веселые картинки», «Вокруг света», «Огонек» и др.) и различных сборников.
Владимир Валериевич окончил Московский полиграфический институт в 1956 г. и с этого времени начал сотрудничать с издательствами. Свою тему и свой художественный язык он нашел не сразу, но, обретя их, оставался им верен и за свою долгую, насыщенную творчеством жизнь смог создать целый мир – особый, узнаваемый, органичный и яркий. Русская история, русские легенды, сказки и былины – вот его мир, его материал и вдохновение.
Как это часто бывает с  художниками детской книги, его имя не столь известно, как его образы, герои, его почерк и стиль. Они сопровождали и продолжают сопровождать нас, как и наших родителей, с раннего детства – с «Букваря» (для которого в 1972 г. он создает переплет и часть рисунков; прототипом для рисунка обложки стал сын художника), детских журналов и, конечно же, книг. Вряд ли найдется кто-то, кому не покажутся знакомыми иллюстрации Перцова, даже виденные много лет назад. Детские впечатления – а художественный образ относится к числу сильнейших впечатлений – не стираются суетой «взрослой» жизни. Как бы плохо мы ни помнили свои ранние годы  – бывает достаточно того, чтобы на глаза попалась одна из книг детства с теми самыми картинками, чтобы вспомнить если не события, то свое детское мироощущение. А заодно и почувствовать, как сильно они нас сформировали и из какого «теста» начинало лепиться наше эстетическое чувство, наша фантазия, представления о реальном и сказочном. Для ребенка книга – окно в мир, и часто то, каким было это окно, оказывается даже более важным, чем атмосфера событий «реальной действительности». 
Быть детским художником – особое призвание, требующее не только таланта, но и какой-то внутренней меры, «нащупать» и соблюсти которую способны немногие. Владимир Валериевич говорил так: «Я художник детской книги — это живописец может себе позволить нравиться только себе или, может, ещё тому, кто купит его картину. Моя работа должна была понравиться сотням тысяч, всем. Но я не хотел для этого делать что-то мне чуждое или претящее — я должен был быть интересным и увлекательным собеседником юным читателям, да и не только им. Быть на высоте современных проблем искусства –  и в то же время внятным и нужным своей аудитории, не хамить и не фальшивить, но и не сюсюкать и не обманывать».
Владимир Перцов прожил увлекательную, насыщенную работой, путешествиями, плодотворным сотрудничеством со многими писателями и художниками жизнь. Его биография открывается рождением в семье бывших дворян Валерия Николаевича Перцова и Екатерины Михайловны, урожденной княжны Голицыной. Он углубленно изучал историю своего рода, писал о ней книги. Первым учителем и «кумиром детства – да и всей жизни» стал для него дядя, Владимир Михайлович Голицын, замечательный детский художник 20-30-х годов.  Вообще же в роду первым художником была прабабушка Владимира – она дружила с Поленовым, Серовым, Коровиным и сама писала пейзажи. 
Любовь к истории была свойственна Перцову с самого детства. Он вспоминал: «Сколько себя помню, я всегда рисовал. И обычно это были иллюстрации. Чаще про войну — переход Суворова через Альпы, рыцари Вальтера Скотта или русские богатыри». В детстве он попал на Бородинское поле, где его мама оформляла музей битвы, писала шрифты. Сын, запоминавший всё на лету, водил экскурсии по музею и по полю. Гораздо позже всё это пригодилось, когда художник рисовал солдат и офицеров русской и французской армий, лошадей, батальные сцены. И в течение всей жизни он продолжал расширять свои познания, его творчество отличает прекрасное владение историей, этнографическим материалом.
Перцов как иллюстратор узнаваем и легко отличим от других. Его сложные, многофигурные композиции несколько плоскостны, что позволяет им не выбиваться из общего строя книжного листа. Четкие простые линии передают напряжение движений и заставляют ожить сюжет. Композиция и цвет – часто яркий, контрастность цветовых отношений создают музыкальность образов, рождают «мелодию возвышенную, взволнованную и суровую».
Много лет Перцов отдал преподаванию в Московском университете печати, Художественном институте имени Сурикова. Среди известнейших и самых значительных его работ – три серии рисунков к сочинению Олега Тихомирова «На страже Руси». Это своеобразный триптих, повествующий о великих русских полководцах – Александре Невском, Дмитрии Донском, Козьме Минине и Дмитрии Пожарском. Пушкинская «Полтава», бессчетное число сказок и былин, иллюстрации к произведениям Сергея Михайловича Голицына, дяди художника – наследие Владимира Перцова огромно.
В работе над книгами проявился также талант художника в создании рисованного шрифта. Шрифтовые композиции Перцова украшают как его собственные книги, так и книги многих других художников, которые прибегали к его помощи. Художник Май Митурич так написал о своем друге: «Нельзя без восхищения наблюдать за тем, как Перцов рисует (именно рисует) свои буквы. Без эскиза, даже без предварительной разметки и обязательных линейки и угольника, вначале задумавшись, он водит в воздухе кисточкой или пальцем. Прицеливается. Слово, строку он может начать рисовать с середины, с конца. И становишься свидетелем подлинного чуда, когда кривоватые в отдельности буквы укладываются, благодаря чудесному ритмическому дару художника, в стройные звучные строки, органически связанные с предложенным ему изображением».
Музей-заповедник «Старая Ладога» почтит память мастера выставкой, на которой будет представлены листы его оригинальной графики из коллекции музея, книжные иллюстрации, книги с автографами художника. Владимир Валериевич не раз бывал в Старой Ладоге, многолетняя дружба связывала его с Б.Г. Васильевым, ведущим научным сотрудником музея-заповедника, и художником Т.А. Козьминой, которые, без сомнения, много могут рассказать о нем как художнике и человеке. В наши дни, когда искусство иллюстрации, искусство детской книги переживает не лучшие свои времена, обращение к наследию Перцова (к сожалению, имеющее скорбным поводом кончину художника) кажется нам важным и актуальным как никогда. 
Приглашаем вас на открытие выставки, которое состоится 21 февраля 2017 г. в 14 часов в стенах нашего музея по адресу: Старая Ладога, ул. Культуры д.1. Выставка продолжит работу до 1 марта 2107 г.
А.А. Живетьева,
научный сотрудник музея-заповедника «Старая Ладога»








Нравится