ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31       

Мероприятия


Выставка работ: Сергей Захаров, Мария Зубреева. Мир в акварели

25.02.2018
Сергей Захаров, Мария Зубреева. Мир в акварели
02.03.18 – 02.04.18
 Сергей Ефимович Захаров (1990-1993) и Мария Авраамовна Зубреева (1900-1991) – ровесники XX века. Родились в 1900 г. в разных концах страны – Зубреева 21 августа на Черниговщине, Захаров – 26 ноября на Сахалине. Их совместная творческая жизнь, начавшаяся в Ленинграде, охватила почти целое столетие.
 Большая часть жизни художников была посвящена монументальной живописи; станковые работы, созданные до Великой Отечественной войны, к несчастью, погибли во время блокады Ленинграда. Тем не менее, сохранившееся наследие художников в области станковой живописи и графики достаточно обширно, и значительная его часть представлена акварелью. На выставке представлены акварельные работы С.Е. Захарова и М.А. Зубреевой 1950-х-80-х гг. из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога».
 «Мы хотим доказать, что акварель – такая же полноправная техника, как темпера, масло, использующая тот же пигмент, только на другой основе. Именно живопись, а не подкраска. Только надо знать технологию акварели, что с чем нельзя смешивать, что на что можно накладывать. Знать свою коробку, порядок красок, как пианист клавиши рояля», - говорил С.Е. Захаров. 
 С.Е. Захаров – живописец, акварелист, дизайнер, художник-монументалист, архитектор, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Учился в Томском архитектурно-строительном институте в 1917-1927 гг.; работал на стройках города, одновременно посещая занятия в Томском художественном училище, которое окончил в 1924 г. Занимался промышленной архитектурой в Свердловске, работал в проектных организациях Ленинграда. В 1941-1944 гг. работал в Таджикистане – осуществлял авторский надзор за строительством театра, оформлял спектакли, создавал настенные росписи, руководил художественной студией. В 1944 г. вернулся в Ленинград; в 1950-е гг. занимался проектированием корабельных интерьеров. Параллельно архитектурной работе на протяжении всей жизни занимался станковой живописью и графикой, работал в жанрах пейзажа и натюрморта.
 М.А. Зубреева – живописец, график, декоратор, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. В 1922 г., приехав в Петроград, поступила в художественный техникум, а в 1927 г. окончила графический факультет Ленинградского высшего художественно-технического института, где училась у В.М. Конашевича и Д.И. Митрохина. В 1941-1944 гг. вместе с С.Е. Захаровым работала в Таджикистане, занималась монументальной и станковой живописью, вела общественную работу. В 1944 г. вернулась в Ленинград. В станковых работах Зубреевой едва ли не центральное место занимает акварельный портрет; не чужд ей и жанр пейзажа.
 Художники-монументалисты, Захаров и Зубреева естественным образом перенесли многие принципы настенной росписи и в сферу станковой живописи. В их акварельных и темперных работах неизменно прослеживается глубокое понимание композиции, умение выстраивать ее на плоскости, многоплановость, особое качество обращения с цветом.
Творчество С.Е. Захарова отмечено особой любовью к жанру натюрморта. В манере создания натюрмортов сказалось долгое пребывание художника в Средней Азии. По таджикским обычаям на полу расстилается дастархан – скатерть с расставленными на ней сосудами, наполненными вином, чашами, пиалами, блюдами с фруктами. Сверху все кажется распластанным, как многоцветная вышивка на ковре. Сама привычка смотреть на предметы сверху сказалась в нетрадиционном способе заполнения поверхности листа. Натюрморты 1950-х-60-х гг. носят скорее описательный характер, художник стремится максимально реалистично передать богатство фактур и их соотношений. В последующие годы манера Захарова становится более обобщенной, аналитичной, явственно ощущается его глубокий интерес к внутренним законам самой живописи. Художник исследует сложные взаимосвязи предметов, пишет «музыку» тональных соотношений, охватывает композицию целиком, создавая глубоко полифоничное произведение. Сложные сочетания, переплетения, мерцание красок делают натюрморты Захарова чуть загадочными. Они заставляют зрителя остановиться, вглядеться, вдуматься. Произведениям Захарова свойственно отсутствие четких контуров: прерывистый, размытый, иногда разбитый светлыми бликами контур придает неопределенность, взволнованность формам, способствует созданию впечатления мерцающей поверхности.
 Захаров работал в жанре и городского, и «чистого» пейзажа, писал виды Ленинграда, Крыма, Таджикистана. В 1960-е гг. создана представленная на выставке серия акварелей с видами Старой Ладоги. С одной стороны, на них читаются вполне конкретные бытовые подробности жизни села: многие утраченные с того времени постройки, перевоз – паромная переправа через Волхов, когда-то многолюдная, неизменно привлекавшая художников, еще погруженная в дремоту забвения крепость, мирная деревенская жизнь, не затронутая суматохой туристических потоков. С другой – столь характерная для Захарова монументальная обобщенность, ощущение вневременности, покоя извечной красоты мироздания, явленной в любом, сколь угодно быстротекущем моменте. Свойство души художника – в способности настроиться на этот лад, увидеть, почувствовать, и только затем – воплотить. У Захарова акварель, сохраняя легкость, прозрачность цвета и относительно небольшой, свойственный этой технике, формат, приобретает качества почти монументальной картины. Хорошо удавались художнику светлые, пронизанные светом интерьеры – будь то строгая, аскетичная архитектура древнерусского храма («В интерьере церкви Георгия XII в.»), или полное уютных, житейских подробностей убранство деревенского дома  («Деревенский интерьер»). 
М.А. Зубреева говорит о себе: «Начинала я с работ созерцательно-описательного порядка. Это не могло долго удовлетворять. Свои впечатления и понимание жизненных явлений старалась выразить, передать языком живописи. Ищу гармонию цвета и формы. Ищу себя: близкое мне по ощущению. Стремлюсь по-своему увидеть и ощутить мир. В своих работах всегда стремилась к гармонической выразительности живописи. Интересуюсь древнерусской живописью – строгостью ее построения, духовностью, живописной культурой. Интересуюсь современными художниками, стараюсь найти точки соприкосновения с ними. Красота природы и людей, их взаимосвязь с современностью всегда побуждают меня к активной работе».
 Больше всего художницу привлекают люди, человеческие характеры. Задача художника – увидеть и передать главное, не просто внешнее сходство, но суть характера, создать образ, исходя из индивидуальных особенностей оригинала, используя при этом широкий спектр живописных средств. Глубокий психологический анализ, тонкое чувство цвета – отличительные качества работ Зубреевой. Специфика занятий, профессии портретируемого интересует художника в той мере, в какой она влияет на судьбу человека, его характер. Для пластической манеры Зубреевой характерен формообразующий мазок, всегда смелый, стремительный, уверенно играющий свою «роль» в общем композиционном решении. 
 С.Е. Захаров и М.А .Зубреева, начиная с середины 1930-х гг., были участниками множества персональных, совместных и коллективных выставок. Произведения художников хранятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистана, США, Германии и других стран. Наряду с индивидуальными особенностями таланта и художественной манеры, несомненно прослеживается в их творчестве объединяющее начало – свидетельство духовного родства, общности жизненного опыта, близости мировосприятия и мироощущения. Неслучайно общей для художников оказалась любовь к акварели – сложной, далеко не каждому художнику подвластной технике, наилучшим образом способной отразить светлое, гармоничное, жизнеутверждающее начало.









Нравится