ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

   Постоянно действующие экспозиции   

                                                                          Экспозиция в Воротной башне

Временные выставки



Выставка из собрания редкой книги «Былых времён свидетели немые»

Выставка из собрания редкой книги «Былых времён свидетели немые»

15 марта – 12 мая 2014 г.


   Формирование  фонда редкой книги  в Староладожском музее-заповеднике  первоначально происходило  спонтанно – сотрудники музея  собирали всё,  с надеждой «авось пригодится». Позже стали пополнять коллекцию книг целенаправленно, с учётом новых музейных экспозиций и выставочной деятельности.  Так в  собрании музея  появились  старопечатные церковные  книги, книги старообрядческие, в том числе рукописные.
Хронологические границы  собрания  редких книг  ограничены XVII - XX веками.
Имеются в собрании редкие книги и на иностранных языках, книги по агрономии, ведению сельского хозяйства, строительству, учебники.
      На  выставке представлены  старопечатные  церковные и старообрядческие книги, включая рукописные.    
Церковные  реформы  патриарха Никона  в середине XVII в., начавшиеся с великой книжной справы по греческим текстам, привели  к яркому несогласию  значительной части русского народа, борющегося  за сохранение  особенностей  русской веры, культуры и духовности.  Общество раскололось, что привело  к расколу русской православной культуры, развивающейся в течение  600 с лишним лет  как единое целое.
      На протяжении XVII - XVIII вв. в России появилось значительное количество  книжных центров. Печатались церковные книги в Москве, Гродно, Супрасле (типография Супрасльского Благовещенского монастыря Белостокского воеводства в Польше), Вильно (Вильнюсе), Почаеве, Стародубе.
    Старообрядческие книжные центры  находились в Соловецком, Выгском  монастырях, Москве (типография Рогожского старообрядческого кладбища, типография Рябушинского), Почаеве, Стародубе, на Урале, во Львове.
      Гонения на старообрядцев и запреты  на издание  старообрядческих книг в конце XVII - перв. трети XVIII вв.  на территории  России  стали причиной расцвета  рукописной старообрядческой  книги. Одним из центров рукописной  старообрядческой  книги явились Гуслицы (ныне южная часть Орехово-Зуевского района Московской области). Здесь создавались  певческие  крюковые книги (крюки – знаки безлинейной  музыкальной нотации): Октоихи, Ирмологии, Триоди, Обиходы, Прологи,  Праздники.
     После объявления в 1905 году в России  свободы вероисповедования стали открываться и старообрядческие  типографии в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани, Твери, Перми и др. городах.  
     Книги делились на две основные группы: религиозного  содержания, в том числе  богослужебные и светские (Четьи  книги), причём преобладала  первая группа. Это различные Минеи (собрание  служб в календарном  порядке на весь год); Триоди (собрание служб, расположенных не в календарной последовательности, а по «пасхальному»  циклу: постная Триодь, содержащая  песнопения преимущественно  на дни Великого поста и предшествующего ему периода, и, наконец, «цветная» Триодь – песнопения Пасхи  и последующих за ней девяти недель); Часословы (сборники псалмов и молитв, предназначенных для чтецов и певцов на клиросе, содержат  порядок  всех повседневных  служб, кроме литургии); Служебники  (сборники, содержащие тексты церковных служб  каждого дня, святцы и наставления  по ведению богослужения).
     Книжные мастера не скупились на украшение книг, которые богаты заставками, инициалами, концовками. Тексты печатались в две краски.  Основной цвет - чёрный (чернила), а вспомогательный - красный (киноварь). Важнейший элемент украшения – это заставки. Они разделяли текст  на главы  зрительно. Количество их зависело от богатства самой книги или рукописи. В начале книги рисовалась  большая на всю страницу  заставка-рамка, а последующие главы  начинались с новой страницы. Также книги украшались  инициалами. Они, как и заставки выполняли двойную роль - разделяли текст и украшали книгу. Высота, характерная для  инициалов – 3-5 строк текста.  Особую прелесть придавали орнаменты с тонкими растительными завитками, листьями чертополоха и другими растениями. Большое внимание уделялось переплётам. Основой переплёта  служили  хорошо высушенные  и обработанные  доски, которые надёжно крепились  к блоку и покрывались  кожей домашних животных, с медными  фигурными застёжками. Также применялось басмение (узор,  выдавленный  на обрезе книги).  Некоторые книги  украшались гравюрами  пророков, евангелистов.
     Книги печатались на добротной   бумаге, типа пергамента, привозимой в Россию из Голландии, Италии  или  Германии. На многих  листах имеются водяные знаки, с гербами  городов, производивших  бумагу.    
     Библия (Ветхий и Новый заветы), Псалтырь (Книга псалмов), Пятикнижие, Книга пророков, Евангелие – имели широкое хождение в народе.   
     Певческие рукописные книги – Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи – текст которых  часто сопровождался  специальными знаками  музыкального  письма – знаменами  или крюками. Крюковая  нотация  во вт. пол. XVII в.  была вытеснена  нотолинейной и сохранилась лишь  в старообрядческой среде.
     Титульного листа  русская рукописная книга  не знала.  Его роль  выполнял колофон (завершение), или послесловие, содержащее  название книги, сведения об авторе, имени заказчика, переписчика, место и время переписки и т.д.  Текст  рукописной книги писался кириллицей, слитно, в одну непрерывную строку, буквами одного размера, Использовалась буквенная система  обозначения  чисел, но уже в XVIII в. вводилась цифровая.         
     В первые годы Советской власти в период жесточайшего  давления государства  на церковь, в том числе  и старообрядцев, книжно-рукописная традиция  продолжалась  благодаря усилиям  наиболее стойких «ревнителей старины». Из-за отсутствия бумаги, необходимой полиграфической базы, в условиях гражданской войны  и разрухи страна имела ограниченные  возможности  печатать книги  типографским способом.  

Выставка работает по адресу:
Старая Ладога, ул. Культуры, д.1

Часы работы: с 9.00 до 17.00

Тел.: 8(813)634-90-50

 





Нравится