ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

   Постоянно действующие экспозиции   

                                                                          Экспозиция в Воротной башне

Временные выставки



«Старая Ладога полвека тому назад» выставка произведений О.А.Почтенного


   В музее-заповеднике «Старая Ладога» открывается выставка произведений известного ленинградского-петербургского художника Олега Алексеевича Почтенного (1927 – 1997). Эта экспозиция отражает сравнительно небольшую, но важную часть его творческой жизни   на ней представлена часть созданных им в разные годы и в разных художественных техника староладожских пейзажей. Многие работы, которые можно будет здесь увидеть, никогда не предлагались вниманию публики. Они были созданы автором в самом начале его творческого пути. Тем не менее, они обладают очевидными художественными достоинствами, а кроме того, представляют исторический интерес, поскольку образ древнего города совмещен здесь с реалиями конца сороковых   начала пятидесятых годов ХХ века.

    О.А.Почтенный известен, главным образом, как гравер на линолеуме, автор больших композиций, изображающих знаковые места Петербурга. В течение полувека в городе на Неве не проходило ни одной большой выставки, где не были бы представлены его линогравюры, посвященные парадным видам Ленинграда-Петербурга. Иногда их можно было упрекнуть в некоторой официозности – «Аврора», Смольный, надгробия на Марсовом поле… Его самого такое реноме задевало. Он, бывало, говорил: «Думают, что я толь-ко подошву резать могу».



экспозиция выставки

    И действительно, он мастерски владел не только видами авторской высокой печати – линогравюрой (черно-белой и цветной) и ксилографией,  но и различными техниками глубокой печати. Этому он научился еще в юности, сначала по книжкам, а затем работая мастером-печатником в Союзе художников. Там, наряду с выполнением собственных композиций, он должен был справляться с требованиями самых разных художников. Среди них бывали маститые мастера и при этом доброжелательные и терпеливые коллеги-советчики. К ним можно отнести Г.С. Верейского, который покровительствовал сыну своего земляка по Харькову художника А.П.Почтенного, Д.И. Митрохина, чьей высокой оценкой гордился Олег Алексеевич. Овладению секретами печатной графики поспособствовал и профессор Н.А. Павлов. Выполненные им парадные портреты вождей должен был печатать довольно большими тиражами О.А. Почтенный. При этом Павлов был опытным и достаточно доброжелательным педагогом. Именно он рекомендовал в 1951 г. активно работавшему «для себя» Олегу показать свой офорт «Аврора» на Неве» на выставке в ЛОСХе. Это был первый «выход в свет» молодого, но уже мастеровитого художника. Весьма скоро, во второй половине 1950-х гг., имя О.А.Почтенного было включено знатоком архитектуры и графики профессором Г.Г. Гриммом в число мастеров петербургского пейзажа – произведения молодого художника оказались рядом с шедеврами А.Зубова, Махаева, Остроумовой-Лебедевой…

    Гравюры его, особенно поздние, могут показаться грубоватыми. Но дело тут не в неумении пользоваться штихелем. Хотя сам художник в своих неопубликованных воспоминаниях отрицал значение специфики материала, но все его работы отличаются тем, что в искусствоведении получило название «мышление в материале». Можно сказать, что гравюры Почтенного очень гравюрны, офорты – офортны. Как сказал о них В.Бродский, художник другого поколения и другого направления, но обладавший тонким художественным вкусом, «работы Почтенного настоящие». Если в молодости О.А.Почтенный добивался в масляной живописи тонких цветовых нюансов и обыгрывал фактурные возможности, то со временем его пейзажи и натюрморты гуашью или маслом тоже приобрели своего рода грубоватость, которая у него восходит к народному искусству – к украинским писанкам, русским народным промыслам. В этом могло сказаться влияния его жены – Н.В.Тарановской, великолепного знатока народного искусства, более полувека проработавшей в отделе народного искусства Русского музея.
     О.А. называл себя наркоманом в искусстве – без ежедневного рисования или гравирования он не мог прожить ни дня. Его рисунки карандашом, сангиной, сухой кистью типографской краской, тушью с подкраской акварелью и без нее отличаются особой живостью и декоративностью. Даже такой знаток петербургской графики, как заведующая отделом рисунка Государственного Русского Музея Н.М.Козырева, увидав их после смерти художника, призналась, что не представляла творчество О.А.Почтенного таким, каким оно оказалось в его произведениях в уникальной графике.
    Он был настоящим интеллектуалом, что, признаюсь, не совсем типично для художников. Его энциклопедические знания отмечали известные искусствоведы Е.Ф.Ковтун и А.А.Русакова. Круг его общения – художники (от хранителей традиций Серебряного века А.В.Каплуна, Г.С.Верейского, Д.И.Митрохина до «молодых» В.Бродского или В.Блинова   и многих других) и искусствоведы (Н.Н.Калитина   зав. кафедрой истории искусств ЛГУ/СПбГУ, Ю.А.Русаков   зав. отделом гравюры Эрмитажа, Г.Н.Павлов   декан факультета истории и теории искусства института им. И.Е.Репина) и многие другие представители интеллектуально-художественной элиты Ленинграда-Петербурга. Но заметим, что общение с людьми, не связанными с искусством, он считал пустой тратой времени, даже если это ученые или известные артисты.
И теперь о связи О.А.Почтенного со Старой Ладогой.
    Брат художника Остап Алексеевич Почтенный вспоминал: «В 1947 году в Старую Ладогу приехал молодой художник-график Олег Алексеевич Почтенный <…>. Эти места он полюбил с первого взгляда безоговорочно и навсегда. Даже в те годы, когда он уже не бывал тут по житейским обстоятельствам, он собирал литературные и газетные материалы о Старой Ладоге, его живо интересовало, что там делается. На Ленинградских выставках живописные работы, сделанные в Старой Ладоге, он воспринимал заинтересованно, оценивал ревниво и проникновенно осуждал неточности реалий».
Среди газетных вырезок, собранных в разные годы Олегом Алексеевичем, хранится и такая, в которой, как следует из подписи, «учащийся художественного училища О.Почтенный», взывает через газету о сохранении в деревне Чернавино могилы известного живописца В.М.Максимова. Это был, вероятно, 1949 год.
    Наряду с красотой и ощущением исторической важности Старой Ладоги, особый – личный – интерес О.А.Почтенного к ней был вызван и еще одним обстоятельством. Почти всю жизнь он жил и работал в том же доме, где жила семья известного археолога В.И.Равдоникаса (члена-корреспондента Академии наук СССР и академика Норвежской академии наук), который в годы юности Почтенного возглавлял археологические раскопки в Старой Ладоге. Заметим, что сын археолога Феликс Равдоникас принимал участие в первых опытах О.А.Почтенного и А.А.Ушина в области печатной графики, за что они чуть было не оказались в НКВД. Спас их толи возраст ( дети еще!), толи положение В.И.Равдоникаса, который, правда, вскоре сам был обвинен в «космополитизме» и лишен всех постов.

     В 2012 году Олегу Алексеевичу исполнилось бы 85 лет. И в этом же году другой – печальный – юбилей: уже пятнадцать лет, как его не стало. В последние годы своей жизни художник очень страдал от невостребованности, от ненужности искусства. Но я думаю, что и его ждет то, что произошло с творческим наследием его родителей живописца А.П.Почтенного и скульптора К.П.Деминой, их родственников и друзей Л.Тимошенко, Д.Загоскина, А.Русакова и других членов некогда почти забытой, а ныне знаменитой группы «Круг художников»   через десятки лет о них стали выходить книги, их выставляют в музеях, ими гордятся как национальным достоянием. Они отразили эпоху, отразили подлинную красоту даже страшных времен. Они отразили красоту жизни. Я убежден, что к этому отражению стремился и этого добился и О.А.Почтенный. Спасибо музею-заповеднику «Старая Ладога» за возможность показать небольшую часть этого отражения.

Кандидат искусствоведения А.И.Мажуга






Нравится