ENG | РУС Новости О музее Посетителю Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

   Постоянно действующие экспозиции   

                                                                          Экспозиция в Воротной башне

Временные выставки



К 100-летию со дня смерти В.М. Максимова(1844-1911).

2 декабря 2011 г. в Выставчном зале музея-заповедника «Старая Ладога» при участии Староладожского мужского Никольского монастыря открылась выставка репродукций и копий картин известного художника-передвижника В.М. Максимова. Представлено около двухсот как широко известных, так и редких работ из собрания музея-заповедника и коллекции Д.А. Арутюнова. Выставка будет работать до 25 января 2011 г.

 

К 100-летию со дня смерти В.М. Максимова(1844-1911).

 

Поездки Василия Максимовича по пушкинским местам.

 

В последние годы уходящего XIX века материальное положение академика живописи В.М. Максимова постоянно ухудшалось. Потрачено было много времени и сил на восстановление усадьбы Любша, доставшегося по наследству Лидии Александровне, супруге Василия Максимовича. Но надежды на доходы от поместья не оправдались.

Максимов совсем разорился. В отчаянии от преследовавших его неудач он писал своему другу А.А. Киселёву 23 ноября 1894 года: «По безденежью, у меня пропало много летнего времени; осенью тяжело захворала жена, доктор отчаялся видеть её в живых; меня тоже скрутила инфлуэнца – вот и запутался я в долгах, как муха в паутине; ко всему этому скверный урожай хлеба и гнилой сенокос, хоть беги из дому». И он действительно последние годы жил по преимуществу в Петербурге, сдав Любшу в аренду.

Всё возрастающие материальные затруднения лишали его возможности поспевать со своими работами к очередным выставкам. Это тяжело отражалось на его моральном состоянии. «Нет ничего безотраднее, - пишет он И.С. Остроухову, - как не участвовать в товарищеской выставке, и всё из-за проклятых денег» (письмо от 3 февраля 1895 года).

Условия жизни Максимова в Петербурге были отчаянные. Квартира сырая, с маленькими тёмными комнатками, питание жалкое. Тяжёлая жизнь этих лет  в подробностях описана М.В. Алтаевой в её «Памятных встречах».

Силы Максимова иссякали. Он уже не мог работать с таким напряжением, душевным подъёмом, как в молодые годы. Поэтому охотнее обращался к пейзажу, к пейзажному этюду, односеансным работам, не требующим большого напряжения сил.

 В 1898 году он с большой радостью принимает предложение своего друга В.П. Острогорского о поездке по пушкинским местам Псковской губернии с целью последующей иллюстрации альбома «Пушкинский уголок». В 1898-1899 годах В.М. Максимов создаёт свою замечательную серию пейзажных этюдов окрестностей села Михайловского и Тригорского.

Это было накануне юбилея А.С. Пушкина – столетия со дня рождения великого русского поэта.

Максимов всю жизнь преклонялся перед гением Пушкина, хорошо знал его творчество, любил читать его произведения.

Художник и сам время от времени развлекался писанием стихов. И надо сказать они ему удавались.

В бумагах Василия Максимовича, оставшихся после смерти, сохранился ряд стихотворений. В настоящее время они хранятся в запасниках Государственного Русского музея.

Он писал стихи в свои ранние годы, но главным образом в последний период жизни.

Немало способствовала интересу к литературе дружба Василия Максимовича с Виктором Петровичем Острогорским, литератором, талантливым педагогом, человеком, радевшим за русскую литературу. С ним он часто проводил задушевные вечера в Любше и в Петербурге.

В.М. Максимова сближала с В.П. Острогорским общность взглядов на нравственную, художественно-воспитательную роль искусства для народа. Они оба одинаково преданные искусству, надломленные жизнью, - Острогорский потерял единственную, горячо любимую дочь, Максимов чувствовал себя обойдённым, недооценённым обществом.

В предисловии к юбилейному альбому «Пушкинский уголок», вышедшему в 1899 году в результате поездки в село Михайловское, Виктор Петрович Острогорский писал: «У составителя текста настоящего издания и художника-академика Василия Максимовича Максимова явилась мысль съездить летом в те места, которые так любил поэт, где он так много жил и перечувствовал, где за два года ссылки в Михайловское так расцвёл и окреп его дивный гений и где, наконец, в Святогорском монастыре в уготованной им самим могиле покоится его прах. Хотелось самим повидать эти дорогие каждому русскому места; узнать, сохраняется ли здесь память о поэте, жив ли ещё кто-нибудь из знавших его, знает ли его грамотный народ, как содержится могила…

В этот-то уголок и ездил я с художником В.М. Максимовым в июле прошлого года. Результатом поездки, о которой я рассказываю в заключении книги, явился со стороны В.М. Максимова ряд работ, снимков, этюдов и рисунков, выставленных ныне на передвижной выставке».

В 1899 году в издательстве К.А. Фишер вышел юбилейный альбом «Пушкинский уголок» с воспроизведением этюдов маслом поэтичных пушкинских мест.

 


  К сожалению, многие из этих работ В.М. Максимова не сохранились, во всяком случае, местонахождение большинства из них в настоящее время неизвестно. В работах художника отразилось восторженное и вдохновенное чувство, вызванное видом любимых Пушкиным мест, увековеченных в его поэзии.

Перед всё замечающими глазами Максимова как живые встали нарисованные поэтом подвижные картины сельской природы.

В.М. Максимова, так же как и А.С. Пушкина, деревня привлекала не только одной эстетической стороной. Того и другого волновало положение крестьян, их горестная доля.

 

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слёз, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

 

(из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»)

 

Эти строки глубоко отзывались в душе художника.

Интерес В.М. Максимова к пушкинскому уголку не случаен. Он вызван не только юбилейной датой. Эта поездка и серия написанных пейзажей пушкинских мест были заключительным аккордом всей жизни художника. До конца своих дней он оставался певцом печальной крестьянской доли.

В альбоме «Пушкинский уголок» воспроизведено двенадцать пейзажных этюдов пушкинских мест, исполненных маслом. На всех их отчётливо можно разобрать подпись художника, название места и дату. Большинство из них выполнено в 1898 году. Художник ездил туда дважды.

Эти этюды написаны свободным, широким мазком, уверенно лепящим форму. В них видна опытная рука. Максимов достиг к этому времени той лёгкости письма, «скорости выполнения», о которой мечтал, ещё когда был на Волге, в деревне Варварихе.

Пейзажи эти отличаются и верностью к природе, и умелой композицией, и, главное, поэтичностью образа. Они просты, как проста сама сельская природа, но в этой простоте много неподдельной красоты; в них встаёт перед нами типично русская природа. Как и в своих жанровых картинах, он и в пейзаже оставался строгим реалистом, не допускавшим никакой фальши, никакого «сочинительства».

В письме к другу А.А. Киселёву (без даты), одному из выдающихся передвижников-пейзажистов, он, замечая недостатки его работ, писал:

«Вы сами хорошо сознаёте свои слабые стороны. Главная из них – это наклонность к сочинению, а не наивное отношение к впечатлениям, которые мы выносим из созерцания природы. Разумеется, что каждый и видит и выражает виденное по-своему, стало быть, душа человека и тут находит место.

Пейзажист - не фотограф. Он чувствует природу по-своему, тут есть как бы место к истолкованию, к сочинению; но это неверно, весь вопрос, чтобы искренно и верно передать виденное и ощущаемое, не заботясь о дальнейшем.

У Вас есть наклонность нагружать пейзаж всем, что есть в природе живописного, сделать его красивым, отчего впечатление выходит неясное, вроде напитка, в который положено много хорошего, но вместе не вяжущегося.

Природа имеет свою логику, которую угадать трудно, а подметить легче, поэтому сочинять не следует слишком и лучше держаться этюдов… И если у Вас будет больше досуга для работы с натуры, несомненно, что и результаты будут лучшие…». В этом и других высказываниях по поводу пейзажа Максимов главным образом заботится о простоте, искренности и верности передачи видимого и ощущаемого, о поэтичности. Этой поэзией веет от каждого его этюда.

К сожалению мы сейчас можем видеть только чёрно-белые изображения произведений Василия Максимовича взятые из альбома «Пушкинский уголок», что лишает нас возможности более полного восприятия темы.

Среди этюдов художник изобразил «Домик няни в селе Михайловском», где она жила в последние годы.

Домик этот изображён в двух видах: с северной и юго-восточной стороны. (Оба этюда находятся во Всероссийском музее А.С. Пушкина, в Санкт-Петербурге).

Домик няни в селе Михайловском (с северной стороны). Холст, масло. 1899.

 

Домик няни в селе Михайловском (с юго-восточной стороны). Холст, масло. 1899. Музей им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург


Далее по альбому следует «Общий вид из Тригорского с любимого места А.С. Пушкина».

 

Общий вид из Тригорского с любимого места А.С. Пушкина. Холст, масло. 1899

 

Рассматривая этот этюд, невольно вспоминаешь стихи поэта:

 

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты…

 

(из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»)

 

Поэтичен и живописен этюд «Вид из Тригорского на реку Сороть». Отсюда, с горки, открывалась широкая панорама на реку, село, пашни, лес и дорогу в Михайловское.

Вид из Тригорского на реку Сороть. Холст, масло, 1899

 

Превосходен этюд «Баня, в которой жил А.С. Пушкин в Тригорском».

Когда-то это был красивый домик на берегу Сороти, укрывавшийся в тени развесистых деревьев, описанный в поэтическом послании поэта Н.М. Языкова к Пушкину «Тригорское».

 

 

Баня, в которой жил А.С. Пушкин в Тригорском. Холст, масло. 1898

Живописны места по дороге из Михайловского в Святогорский монастырь.

Максимов спешит запечатлеть и холмистые дали, открывающиеся от Святогорского монастыря, и чудное озеро питьевой воды в его окрестностях, и другие виды пушкинских мест.

 

Вид дали со Святых гор. Холст, масло. 1898

Озеро питьевой воды в Святых горах. Холст, масло. 1898

 

В самом Святогорском монастыре Василий Максимович превосходно написал поднимающуюся на гору в тени деревьев старинную лестницу, сложенную из крупных, поросших травой камней. Этот этюд «Лестница к могилам предков А.С. Пушкина» свидетельствует о мастерстве в передаче света и тени, передаче солнечного освещения.

Лестница к могилам предков А.С. Пушкина. Холст, масло.1898. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Наконец, В.М. Максимов запечатлел и сам памятник на могиле А.С. Пушкина.

  

Памятник на могиле А.С. Пушкина. Холст, масло. 1898. Всероссийский музей

А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

 

Кроме этих этюдов, в альбоме воспроизведён ещё «Кабинет А.Н. Вульфа в Тригорском» и портретный набросок «Старик Алексей, помнящий А.С. Пушкина».

 

Кабинет А.Н. Вульфа в Тригорском. Холст, масло. 1898

Старик Алексей, помнящий А.С. Пушкина. Рисунок, перо. 1899

Иллюстрация к стихотворению «Вновь я посетил…». 1899

 

Художник поместил в альбоме несколько иллюстраций к стихотворениям Пушкина: «Вновь я посетил тот уголок земли…», «Роняет лес багряный свой убор», «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», ряд концовок и заставок.

Василий Максимович в своей жизни редко обращался к иллюстрациям. В этих работах он остается, прежде всего, трезвым реалистом. В них изображены простые люди в простой обстановке. Прост и обаятелен образ Пушкина, размышляющего за столом в своей «пустынной келье», и особенно прост и неприкрашен образ няни Арины Родионовны. В чертах её лица видна душевная теплота и сердечность.

Иллюстрация к стихотворению «Вновь я посетил…». 1899

 

Образ няни Арины Родионовны. Иллюстрация к стихотворению «Подруга дней моих суровых…». 1899

 

Внимательно исследуя Альбом «Пушкинский уголок», который мне  посчастливилось недавно приобрести в Москве, я обнаружил на стр. 85 рисунок старика-крестьянина, датированный 8 февраля 1872 года. Рисунок не имеет никакой привязки к тексту, и что самое интересное, не указан в списке произведений В.М. Максимова в книге А. Леонова «Василий Максимович Максимов. Жизнь и творчество».


 

 

 

Старик-крестьянин. Рисунок, карандаш. 1872

 

Поездки по пушкинским местам привлекли внимание В.М. Максимова к другим местам в Псковской губернии к Псково-Печорскому монастырю и, конечно же, к Пскову. Но это уже другая тема.

 

     Подготовил Арутюнов Д.А.

30.10.2011





Нравится