Кирпичников Анатолий Николаевич
Кирпичников А. Н.,Белецкий С. В. Новые сфрагистические находки из Старой Ладоги
Сфрагистическая коллекция из Старой Ладоги является четвертой по ве-личине (после Новгорода, Пскова и Киева) на территории древней Руси и третьей на Северо-Западе: число известных актовых печатей и пломб, найденных в черте поселка, превысила сто единиц хранения. Большая часть находок происходит из подъемного материала по берегу Волхова, однако ряд печатей обнаружены при археологических раскопках. Именно к числу этих последних относятся две буллы, ставшие предметом настоящего сообщения.
№ 1. Булла была еще в древности расплющена нанесенным по ней ударом прямоугольного предмета, при этом большая часть оттиска как на одной так и на другой стороне оказались уничтоженными. Размеры печати — 26 х 30 мм. По каналу проходит сквозная трещина. На стороне «А» отчетливо виден фрагмент нижней части фигуры святого в рост в длинных одеяниях, украшенных орнаментальной каймой по подолу, стоящего на прямоугольной «подушке»-подножии. Слева от святого плохо читается фрагмент колончатой надписи «[О]АГI[WС]». На стороне «Б» был также изображен святой в рост, однако поверхность печати здесь сильно забита, и удается прочитать только слабые следы оттиска верхней части фигуры (голова святого в нимбе) и нечитаемый фрагмент нижней части правой колончатой надписи. Как будто бы, булла оттиснута матрицами № 201 по Корпусу актовых печатей древней Руси[1] (сторона «А»: изображение св.Константина в рост; сторона «Б» — изображение св.Дмитрия в рост с копьем в правой руке и щитом в левой) однако крайне плохая сохранность оттиска не позволяет уверенно настаивать на этой идентификации. По В.Л.Янину, печать № 201 принадлежала князю Константину Всеволодичу (†1218), старшему сыну Всеволода Большое Гнездо. Хотя такая персонификация и остается не вполне доказанной, она, тем не менее, не вызывает принципиальных возражений.
№ 2. Изображения на обеих сторонах печати свидетельствуют о том, что булла в древности была подвергнута повторному оттискиванию. Как на одной, так и на другой стороне отчетливо просматривается фигура святого воина в рост с копьем в правой руке и щитом в левой, а также фигура Марии из композиции «Благовещение», при этом фигура воина в обоих случаях полностью перекрыла собой фигуру ангела. Очевидно, что при повторном оттискивании матриц буллотирия заготовка, висящая на нитях, соединяющих печать с документом, оказалась перевернута, так что на каждой из сторон печати оказались оттиснуты фрагменты обеих матриц — как аверса, так и реверса. Хотя обе поверхности буллы затерты и покрыты слоем плотной коррозии, несколько «сгладившей» рельеф изображений, речь должна идти о повторном оттискивании по одной и той же заготовке матриц печати № 133 по Корпусу актовых печатей древней Руси: аверс — изображение композиции «Благовещение»; реверс — изображение св.Федора в рост. Размеры буллы: 20 х 27 мм. По каналу проходит сквозная трещина.
Печать № 133 Корпуса относится к дискуссионной группе булл, объединенных изображением на аверсе композиции «Благовещение». Наряду с печатями, несущими на реверсе изображение св.Федора, к этой группе булл относятся также печати с изображением на реверсе св.Иоанна Предтечи. Традиционно буллы атрибуируют князю Всеволоду Мстиставичу и его сыну Ивану Всеволодичу[2] . При этом предполагается, что изображение композиции на буллах символизирует крестильное имя Всеволода Мстиславича — Гавриил, обозначающее на одних печатях имя, а на других — отчество владельца («Гавриилович»). Однако еще Н.П.Лихачев указывал на принципиальную невозможность истолкования композиции «Благовещение» в качестве изобразительного символа имени «Гавриил»[3], и это представляется справедливым. Судя по печатям Евфросиньи Полоцкой (аверс — изображение композиции «Преображение»; реверс — изображениесв.Евфросинии (?) в окружении благопожелательной формулы «Господи, помози рабе своей Ефросинии нарицаемой»)[4] , владельцы печатей с изображением на аверсе композиции на тему церковного праздника выступали в своей деятельности от лица храма или монастыря соответствующего посвящения[5]. Печати с изображением «Благовещения» принадлежали, вероятнее всего, «строителям» Благовещенского монастыря в Новгороде (основан в 1170 г.) братьям Илье-Иоанну и Григорию-Гавриилу, занимавшим Софийскую кафедру соответственно в 1163-1186 и 1186-1193 гг.[6]
Описанные находки происходят из хорошо стратифицированных слоев XII-XIV вв., впервые открытых при раскопках проводившихся Староладожской экспедицией ИИМК РАН в 2001 г.. Ранее считалось, что сколь-нибудь ясно читаемых культурных отложений этого времени в Старой Ладоге не сохранилось. Это обстоятельство, казалось необъяснимым и даже загадочным. Новые раскопки в южной части Земляного городища (раскоп 3) наконец прояснили данный вопрос. Слои XII-XIV вв. изобилуют прослойками пожаров, они сохранились как бы в сплющенном виде, поэтому фиксация открытых при раскопках объектов оказалась достаточно сложным и трудоекмким процессом. Тем не менее после раскопок 2001 г. можно определенно утверждать, что непотревоженные напластования XII-XIV вв. в Ладоге безусловно имеются и, вероятно, будут открыты при раскопках в других местах поселения.
№ 1. Булла была еще в древности расплющена нанесенным по ней ударом прямоугольного предмета, при этом большая часть оттиска как на одной так и на другой стороне оказались уничтоженными. Размеры печати — 26 х 30 мм. По каналу проходит сквозная трещина. На стороне «А» отчетливо виден фрагмент нижней части фигуры святого в рост в длинных одеяниях, украшенных орнаментальной каймой по подолу, стоящего на прямоугольной «подушке»-подножии. Слева от святого плохо читается фрагмент колончатой надписи «[О]АГI[WС]». На стороне «Б» был также изображен святой в рост, однако поверхность печати здесь сильно забита, и удается прочитать только слабые следы оттиска верхней части фигуры (голова святого в нимбе) и нечитаемый фрагмент нижней части правой колончатой надписи. Как будто бы, булла оттиснута матрицами № 201 по Корпусу актовых печатей древней Руси[1] (сторона «А»: изображение св.Константина в рост; сторона «Б» — изображение св.Дмитрия в рост с копьем в правой руке и щитом в левой) однако крайне плохая сохранность оттиска не позволяет уверенно настаивать на этой идентификации. По В.Л.Янину, печать № 201 принадлежала князю Константину Всеволодичу (†1218), старшему сыну Всеволода Большое Гнездо. Хотя такая персонификация и остается не вполне доказанной, она, тем не менее, не вызывает принципиальных возражений.
№ 2. Изображения на обеих сторонах печати свидетельствуют о том, что булла в древности была подвергнута повторному оттискиванию. Как на одной, так и на другой стороне отчетливо просматривается фигура святого воина в рост с копьем в правой руке и щитом в левой, а также фигура Марии из композиции «Благовещение», при этом фигура воина в обоих случаях полностью перекрыла собой фигуру ангела. Очевидно, что при повторном оттискивании матриц буллотирия заготовка, висящая на нитях, соединяющих печать с документом, оказалась перевернута, так что на каждой из сторон печати оказались оттиснуты фрагменты обеих матриц — как аверса, так и реверса. Хотя обе поверхности буллы затерты и покрыты слоем плотной коррозии, несколько «сгладившей» рельеф изображений, речь должна идти о повторном оттискивании по одной и той же заготовке матриц печати № 133 по Корпусу актовых печатей древней Руси: аверс — изображение композиции «Благовещение»; реверс — изображение св.Федора в рост. Размеры буллы: 20 х 27 мм. По каналу проходит сквозная трещина.
Печать № 133 Корпуса относится к дискуссионной группе булл, объединенных изображением на аверсе композиции «Благовещение». Наряду с печатями, несущими на реверсе изображение св.Федора, к этой группе булл относятся также печати с изображением на реверсе св.Иоанна Предтечи. Традиционно буллы атрибуируют князю Всеволоду Мстиставичу и его сыну Ивану Всеволодичу[2] . При этом предполагается, что изображение композиции на буллах символизирует крестильное имя Всеволода Мстиславича — Гавриил, обозначающее на одних печатях имя, а на других — отчество владельца («Гавриилович»). Однако еще Н.П.Лихачев указывал на принципиальную невозможность истолкования композиции «Благовещение» в качестве изобразительного символа имени «Гавриил»[3], и это представляется справедливым. Судя по печатям Евфросиньи Полоцкой (аверс — изображение композиции «Преображение»; реверс — изображениесв.Евфросинии (?) в окружении благопожелательной формулы «Господи, помози рабе своей Ефросинии нарицаемой»)[4] , владельцы печатей с изображением на аверсе композиции на тему церковного праздника выступали в своей деятельности от лица храма или монастыря соответствующего посвящения[5]. Печати с изображением «Благовещения» принадлежали, вероятнее всего, «строителям» Благовещенского монастыря в Новгороде (основан в 1170 г.) братьям Илье-Иоанну и Григорию-Гавриилу, занимавшим Софийскую кафедру соответственно в 1163-1186 и 1186-1193 гг.[6]
Описанные находки происходят из хорошо стратифицированных слоев XII-XIV вв., впервые открытых при раскопках проводившихся Староладожской экспедицией ИИМК РАН в 2001 г.. Ранее считалось, что сколь-нибудь ясно читаемых культурных отложений этого времени в Старой Ладоге не сохранилось. Это обстоятельство, казалось необъяснимым и даже загадочным. Новые раскопки в южной части Земляного городища (раскоп 3) наконец прояснили данный вопрос. Слои XII-XIV вв. изобилуют прослойками пожаров, они сохранились как бы в сплющенном виде, поэтому фиксация открытых при раскопках объектов оказалась достаточно сложным и трудоекмким процессом. Тем не менее после раскопок 2001 г. можно определенно утверждать, что непотревоженные напластования XII-XIV вв. в Ладоге безусловно имеются и, вероятно, будут открыты при раскопках в других местах поселения.
[1] Янин В.Л. Актовые печати древней Руси X-XV вв. Т.1, М., 1970, с.206.
[2] Там же, с.108-110.
[3] Лихачев Н.П. Материалы для истории русской и византийской сфрагистики. Вып.2. Л., 1930, с.33.
[4] Янин В.Л. Актовые печати…, с.234, № 121а.
[5] Белецкий С.В. Введение в русскую допетровскую сфрагистику // Исследования и музеефикация древностей Северо-Запада. СПб., 2001, с.66-69.
[6] Белецкий С.В., Петренко В.П. Печати и пломбы из Старой Ладоги (свод) // Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994, с.200-203.
к списку публикаций
Tweet | surf |
|
Нравится |