Панченко Виктория Борисовна
Панченко В. Б. Ладожские деревянные кресты: неопубликованные материалы Н.И. Репникова из фотоархива ИИМК РАН
«Таковых крестов... много находится в Северной России,
особливо же около Ладожского озера,
к востоку от реки Лавы,
шведской границы по Столбовскому миру 1617 г.»
И. А. Шляпкин. 1906 г.
к востоку от реки Лавы,
шведской границы по Столбовскому миру 1617 г.»
И. А. Шляпкин. 1906 г.
В фотоархиве ИИМК РАН есть уникальный альбом с фотографиями памятников старины Ладожской округи, в большинстве своем исчезнувших к настоящему времени. Название его – «Серия снимков из поездки Н.И. Репникова по Новоладожскому у. С.-Петербургской губ.: памятники церковного зодчества и церковная утварь»[1] . Особое место в этом альбоме занимают фотографии деревянных крестов 1625-1756 гг., покрытых резными изображениями и надписями. Очевидно, Н.И. Репников впервые обратил внимание на эти памятники в 1904 г.[2] К тому времени деревянные кресты уже более четверти века были окружены почитанием местного населения и бережно сохранялись в деревенских часовнях.
Появление в округе Ладоги высоких деревянных крестов, покрытых резными изображениями и надписями, хронологически соотносится с окончанием Смутного времени. Скорее всего, функционально они должны были заменить культовые сооружения – разрушенные церкви или часовни, восстановление которых требовало много времени и больших затрат. По сообщению шведа Петрей-де-Ерлезунда, относящемуся к 1620 г, «..в некоторых областях у крестьян не было церквей, но были поставлены большие деревянные кресты <…>, которые священник освятил и благословил. На них были вырезаны изречения из псалмов. У них крестьяне, у которых не было церкви, совершали свои службы, и утрени, и вечерни» [3]. Известно, что кресты стояли на месте разрушенных Климентовской и Семеновской церквей; крест, посвященный Сергию Радонежскому, был установлен в 1688 г. около Петропавловской церкви в память существовавшего ранее Сергиевского придела [4] . Возможно, изображение луковичной церковной главки на вершине каждого креста появилось не случайно, а как обозначение на визуальном уровне преемственности между крестом и старой церковью (часовней). По крайней мере, на многочисленных деревянных крестах XIX в. такие изображения не встречаются.
Надписи на крестах можно разделить на две группы. К первой относятся фрагменты литургических текстов из праздничных служб на Происхождение (Изнесение) Честных Древ (1/14 августа) и Воздвиженье (14/27 сентября), иногда сокращенные до криптограмм. Они встречаются на всех без исключения памятниках. Вторая группа включает предписания праздновать определенные церковные праздники и перечисления имен лиц, «повелением» или «по обещанию» которых поставлен тот или иной крест. Поэтому, как нам кажется, здесь не следует говорить о функциональном разделении крестов на памятные, поклонные и обетные: данные кресты были поставлены «на поклонение православным христианам», по обету – как индивидуальному, так и семейному или коллективному (список может включать более двенадцати мужских имен), и «в память» тех или иных праздников. Более всего крестов с посвящениями Николаю Чудотворцу, Илии, Флору и Лавру, Георгию, Власию.
Искусно вырезанные надписи на крестах могли быть сделаны только грамотным и образованным человеком. Возможно, один из первых крестов – с поясным изображением св. Николая и надписью: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ (рис.1) был поставлен в д. Неважа в 1625 г. одним из монахов восстановленного в 1622 году на южной окраине Ладоги мужского Никольского монастыря. Среди лиц, поставивших крест в д. Межумошье в 1677 г., мы встречаем упоминание «Матвея с братиею», а в 1750-х гг. традиция продолжается монахом, руководившим в то время строительством Гостинопольского Николаевского монастыря, Иосифом Шаровым.
Ладожские деревянные кресты XVII-XVIII вв. были срублены из квадратных в сечении сосновых брусьев. Высота их составляла около трех метров. По форме они относились к группе восьмиконечных крестов с косой нижней перекладиной без двускатной кровли. Скорее всего, они предназначались для установки в невысоком срубе под навесом (в так называемой «открытой часовне») (рис. 3).
Лицевая поверхность крестов заполнена следующими изображениями и надписями:
Справа и слева на каждой из трех вертикальных перекладин монограммы в круглых медальонах: на верхней ЦРЬ СЛАВЫ, на средней ИСЪ ХСЪ, на нижней НИ КА. На кресте 1625 г. из д. Неважа написание монограмм «ИИС ХС» отличается от общепринятого.
На самой вершине креста, над верхней перекладиной, изображена чешуйчатая луковичная главка церкви на барабане, увенчанная высоким шестиконечным крестом, окруженная криптограммами (рис.1, 2).
В центре верхней перекладины - восьмиконечный крест на простой Голгофе с криптограммами.
В центре средней перекладины - восьмиконечный крест на двуступенчатой Голгофе с главой Адама, с орудиями страстей и многочисленными симметрично расположенными криптограммами. Изображения и надписи в средокрестии либо заключены в круг, либо обрамлены стилизованными вертикальными волютами, выполненными в технике трехгранно-выемчатой резьбы (рис. 4). Иногда обрамление напоминает лиру (возможно, переходный этап от волют к кругу), как на кресте 1669 г. из д. Местовка. Плоскость вертикальной балки креста между средней и нижней перекладинами полностью заполнена криптограммами и посвятительными текстами.
На нижней перекладине вырезалась дата установки креста.
Кресты были укреплены на основании в виде витой базы на круглой подставке (рис. 5).
На основании художественных особенностей представленные в альбоме кресты XVII-XVIII вв. можно разделить на 5 типов:
Тип 1. (7 крестов). 1626-1669 гг. Особенности: Голгофа под крестом на верхней перекладине треугольная, внутри треугольника трехганно-выемчатая. На «текстовой» части под средней перекладиной по краям изображены копье и трость, между которыми расположен текст. Криптограммы на всей поверхности креста без медальонов. Посвящены праздникам св. Николая чудотворца (3), пророка Илии (1) и сщмч. Власия (1). Кресты из дд. Неважа, Симонково, Стуглево, Местовка, Княжчино.
Тип 2. (4 креста). 1677-1680 гг. Голгофа под крестом на верхней перекладине в виде вытянутого холмика. Все криптограммы без медальонов. Копья и трости на вертикальной балке нет. Посвящения праздникам размещены на верхней или на средней перекладинах. Праздники: Георгия (1), Флора и Лавра (2), Илии (1), Покрова (1), Прасковьи (1) . Кресты из дд. Березье, Бор, Межумошье (рис.4).
Тип 3. (8 крестов). 1684 -1690 гг. В отличие от предыдущего типа, криптограммы вокруг церковной главки наверху и вокруг восьмиконечного креста в средокрестии заключены в медальоны. Посвящения праздникам размещены на средней балке, на центральной нижней оси криптограммы и имена заказчиков креста. Праздники Илии (3), Николе (2), Сергию Радонежскому (1), Власию (2), Иоанну (1) Спасу (1), Георгию (1), Флору и Лавру. Кресты из дд. Княжчино (рис. 7), Гутово, Перевеша (рис.5), ур.Абрамовщина в Старой Ладоге, Вындин Остров (рис.6), пог. Петра и Павла (рис.8), пог. Михаила Архангела.
Типы 4-5 относятся ко времени после Петровской календарной реформы, год ставится от Рождества Христова.
Тип 4. Крест 1724 г. из д. Гладково (рис.9). Криптограммы снова без медальонов. Средокрестие оформлено простым круглым ободком. В написании даты по новому стилю использована старая буквенная система. Посвящение Клименту и Георгию. К данному типу можно условно отнести крест 1725 г. из д. Усадище – к сожалению, сохранилась только нижняя перекладина.
Тип 5. 1750-1756 г. Это 5 крестов, установленных монахом Иосифом Шаровым в дд. Ахматова Гора в Старой Ладоге (рис. 3), Березье (рис. 10), Гостинополье, Дубовиках и Петропавловском погосте (рис. 11). На всех крестах, помимо криптограмм, вырезан текст «Похвалы Кресту» и дата установки арабскими цифрами. Посвящения праздникам отсутствуют. Криптограммы без медальонов, средокрестие оформлено кругом, орнаментированным трехгранно-выемчатой резьбой. Иосиф (Исидор) Шаров - уроженец Ладоги, монах Валаамского монастыря. В 1724-1749 гг. он руководил строительством Валаамского монастыря, а позже – в 1749-1752 годы – строительством Гостинопольского монастыря.[5] В Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии Иосиф Шаров упоминается как строитель Троицкой церкви Гостинопольского монастыря (завершена в 1749 г.). В церкви, сообщается далее, находился сосновый крест, постав-ленный в честь ее освящения в 1751 г. с «начертанными именами Елизаветы Петровны, ея наследника и супруги, архиепископа Стефана и игумена Иосифа Шарова» .[6]
Несколько слов можно сказать и о каменных крестах Ладожской округи. Небольшое их количество (в восьми населенных пунктах зафиксированы от одного до трех памятников, сделаны фотографии 7 крестов) связано со слабо развитым в Приладожье обычаем устанавливать каменные кресты. Скорее всего, это были привозные, следовательно, дорогие памятники из Новгорода или Верхнего Полужья (три из семи каменных крестов относятся к типу «крест в круге»). Возможное время появления их здесь – не ранее XV века. Остальные четыре креста – четырехконечные, сделаны из местного камня, и довольно поздние – таков, несомненно, крест, вставленный в камень Антония Римлянина на Волховских Порогах (рис. 12.)[7] .

Рис.12
Надписи на деревянных крестах, фотографии которых собраны в альбоме О.473 были выдающимися памятниками эпиграфики и могут стать историческими документами, рассказывающими о народной или монастырской традиции XVII-XVIII вв. Но, к сожалению, эти кресты до сих пор остаются вне сферы интересов исследователей. Публикуемый ниже каталог основан на обобщении материала о деревянных крестах из альбома Н.И. Репникова [8] (номер креста указан по карандашной пагинации альбома) и сведений, полученных из письменных источников. Криптограммы по возможности расшифрованы с привлечением вариантов, указанных Н.В. Покровским[9] , а также текстов из служб на праздники Происхождения (Изнесения) Честных Древ, Воздвиженье Креста Господня, Крещения (Богоявления).
Каталог деревянных крестов:
1. д. Бережные Лопатицы. За деревней, в старой часовне св. Николая Чудотворца и Илии Пророка, стоял большой деревянный крест с вырезанной надписью и датой 1724 г. [10]
2. д. Гладково. В северном и южном концах деревни стояли две «новых» часовни Животворящего Креста Господня, в каждой из них было по большому деревянному кресту без надписей. [11] На фотографии из альбома изображен крест с надписями, находящийся в часовне [12] (Рис. 9).

Рис.9 д. Гладково
Крест 4 типа. Верхняя часть креста: справа и слева от церковной главки криптограмма Х(вала) Б(огу) От(цу) ИС(ыну) И СВ(ятому) Д(у)Х(у).
На верхней балке: И(иисус) Н(азорей) Ц(арь) И(у)Д(ейский). ДДДД (древо добре досада диаволу) КХВВКК/ЦКАИАС (КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛАМ И АРХАНГЕЛАМ СЛАВА).
На средней балке: ДКБП (ДРЕВО КРЕСТНОЕ БЕСОМ ПРОГОНИТЕЛЬ) ЧЧЧЧ ББББ(БИЧ БОЖИЙ БЬЕТ БЕСЫ) ВВВВ (ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕЧНОЕ ВЕРНЫМ В РАЙ) ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ КЛИМЕНТУ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ.
На вертикальной балке ниже средней перекладины: ВНБ ТН НЦИГС ПОСТАВЛЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ А ПО СВОЕМУ ОБЕЩАНИЮ ЛАДОЖЕНИНА ПОСАЦКАГА ЧЕЛОВЕКА ПЕТРА ГРИГОРЬЕВА СЫНА 1724 ГОДУ ИЮНЯ В … ДЕНЬ. Металлическое распятие было врезано в крест поверх криптограмм над центральным кругом, видимо, в XIX в.
3. д. Березье. В часовне («не старой») св. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери находились «два больших деревянных креста с вырезанными надписями и датами...: 1) 1680 года..., 2) 1752 года. <...> Верстах в двух выше деревни, против «Островка», на берегу Волхова часовня Животворящего Креста; в ней большой деревянный крест с сильно стертыми надписями, покрашен в зеленую краску» [13] . Кресты из часовни Николая Чудотворца и Казанской Божией матери есть в фотоальбоме.
1) Крест 2 типа. Помимо обычных криптограмм надпись: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТЫЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ХРИСТОВОЙ ПАРАСКОВИЕ ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБ БОЖИИХЪ ДИМИТРИЯ И ДЕОНИСИЯ ФИЛИПОВЫХ ДЕТЕЙ САКУЛЬЦЕВЫХЪ И ДЕТЕЙ ИХ ЛЕТА 7188 (1680) ГОДУ ИЮНЯ В 1 ДЕНЬ .[14]
2) Крест 5 типа. На верхнем конце креста, над верхней перекладиной вырезана чешуйчатая луковичная главка церкви, увенчанная высоким восьмиконечным крестом, справа и слева от нее текст: «ГЛАВА ЕСТЬ ПРЕВЕЧНАЯ ХРИСТОС БОГ В ТРОИЦЫ СЛАВА АМИНЬ». На верхней перекладине: ИИС(У)СЪ НАЗ(А)РЕ(Я)/НИНЪ Ц(А)РЬ / ИУДЕЙСКИЙ / КР(Е)СТЪ ХР(И)СТОВЪ ПРО/СВ(Е)ЩАЕТ И ОСВ(Е)ЩА / ЕТЪ ВСЕХЪ. Внутри круга в средокрестии, помимо креста на Голгофе с главой Адама, вырезаны монограммы ЦАРЬ СЛАВЫ ИИСУСЪ ХРИСТОСЪ НИКА К Т МЛРБ ГА. На центральной перекладине надпись: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ / И СВЕТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ ВЛАДЫКО.
Надписи на вертикальной оси, ниже средокрестия: Д Д АЗЪ ЕСМЬ СУЩИЙ Д Д Д КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННЕЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ АГГЕЛАМ И АРХАГГЕЛАМ СЛАВА КЦБКИП (крест царям благоверным крепость и победа) ИКБ К(рест) В(сем) П(равославным) Х(ристианом) С(пасение) и ЧВ ПОСТРОЕНЪ СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ. На нижней перекладине: 1752 ГОДА ИЮНЯ В 23 ДЕНЬ (праздник Владимирской иконы Божией Матери и Артемия Веркольского, исцеляющего от недугов) .[15] (Рис. 10).

Рис.10 д. Березье
4. д. Гутово. «Посреди деревни новая каменная часовня Покрова Божией Матери; в ней большой деревянный крест 1684 г» [16] . Согласно Историко-статистическим сведениям о Санкт-Петербургской епархии, в 1884 г. в д. Гутово ещё существовала часовня Николая Чудотворца и св. Власия .[17]
Крест 3 типа с надписью: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ И ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛЫ ДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАСИЮ ... ПОСТАВ ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ СИМЕОНА И МАКАРИЯ ИЛЬВА..ВЫХ ДЕТЕЙ ГУТОВСКИХ ЛЕТА 7192 (1684) ГОДУ ИЮНЯ В 3 ДЕНЬ .[18]
5. д. Симонково. «На северном конце деревни, на берегу, сильно сгнивший большой деревянный крест, зашитый досками на манер часовни <...> По дороге в д. Заполек — старая часовня Казанской Божией Матери..., внутри — большой деревянный крест 1663 г.» .[19]
Крест 1 типа, очевидно, перед фотографированием был вынесен из часовни. Сохранилась часть от верхней до нижней перекладин, нижняя укреплена горизонтально, из-за чего часть текста утеряна. Текст ниже средней перекладины между вырезанными копьем и тростью: ПОСТАВЛЕН СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТИАНОМ ПО ОБЕЩАНИЮ РАБА БОЖИЯ.... На нижней перекладине можно прочитать ВЛАСИЮ … ЛЕТА 7171 (1663) ГО .[20]
6. д. Заполек. В деревне была часовня во имя Покрова, где стоял деревянный 8-конечный крест «вышиною в сажень и 3/4 аршина» (265 см) с надписями: «ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ: ПОКРОВУ БОГОРОДИЦЫ, СВЯЩЕННОМУЧЕН. ДИМИТРИЮ, ФЛОРУ И ЛАВРУ И СВЯЩЕННОМУЧЕНН. ВЛАСИЮ» и «ПОСТАВЛЕН СЕЙ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВО-СЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ, 7195 (1687) ГОДА, ИЮНЯ 3 ДНЯ» .[21]
7. д. Дубовики. Крест 5 типа с надписью: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛОМ И АРХАНГЕЛОМ СЛАВА, КРЕСТ ЦАРЯМ БЛАГОВЕРНЫМ КРЕПОСТЬ И НА ВРАГИ ПОБЕДА И ОДОЛЕНИЕ, КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА, КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ СПАСЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ И ВРАГАМ ПРОГОНИТЕЛЬ (неразборчиво) ПОСТРОЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1756 ГОДУ МАЯ В () ДЕНЬ [22] . «На склоне берега старинная часовня... во имя св. Петра и Павла <...> В часовне два поломанных каменных креста». На паперти часовни стоял большой деревянный крест 1756 г.[23]
8. д. Быльщина. «На поле находилась сгоревшая в 1910 г. старинная часовня, в которой находились 3 больших деревянных креста» .[24]
9. с. Петропавловское. «...У околицы часовня св. Петра и Павла; в ней два больших деревянных креста: 1) 1688 г., ... 2) 1750 г. [25]
1) Крест 3 типа с предписанием: ПРАЗДНОВАТЬ ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ. ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ СВЯЩЕННОИЕРЕЯ ПАВЛА И ТИМОФЕЯ ЯКОВЛЕВЫХ ДЕТЕЙ Д ИАВАНА ЕФИМОВА(?) МАРКА АНИСИМОВА МАКСИМА И НИКИТЫ РЕБИНОВЫХ АНДРЕЯ И ФЕОДОТА (?) ПО ФОМЫ ГРИГОРЬЕВА, МАТВЕЯ, СИМЕОНА И ПЕТРА ЛУКИЯНОВЫХ, ФЕОДОРА. ЛЕТА 7196 (1688) ГОДУ ИЮЛЯ ВЪ 13 ДЕНЬ. Был вынесен на улицу и сфотографирован слева от входа в часовню [26] (Рис.8).

Рис.8 с. погост Петра и Павла
2) Крест 5 типа с текстом «Похвалы Кресту»: ПОСТРОЕНЪ СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ НИКОЛАЕВСКОГО ГОСТИНОПОЛЬКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1750ГО ГОДУ МАРТА В 1 ДЕНЬ (Праздник 12 апостолов и Обретения мощей Сергия Радонежского) [27] (Рис. 11).

Рис.11 погост Петра и Павла Иосиф шаров
10. д. Вельсы. «На южном конце деревни — сильно сгнивший, большой деревянный крест под навесом, «поставлен на поклонение православным христианам» без нижней перекладины, где имелась дата. За деревней... старообрядческое кладбище; среди крестов оригинальные «домовища». Одно из них помечено «1831 г.» .[28]
11. с. Гостинополье. (Гостинопольская пристань). Кресты зафиксированы в Историко-статистических сведениях 1884 г.: «Кроме часовни есть два деревянных креста, стоящие на правом берегу Волхова. Один находится в Гостинопольской пристани, другой — в полуверсте ниже церкви. По надписям на них видно, что они построены монастырским строителем, монахом Иосифом Шаровым, в 1750 году» [29]. Н.И. Репников сообщает о деревянном кресте 1750 года, стоящем под каменным навесом на южном конце села: «оборотная сторона креста стесана и расписана изображением распятия» .[30]
Крест 5 типа. В альбоме есть снимок только центральной части креста с надписью ...НА ВРАГИ ПОБЕДА И ОДОЛЕНИЕ КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ СПАСЕНИЕ КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ ПОСТРОЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬСКООГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1750 ГОДУ ДЕКЕМВРИЯ В ...ДЕНЬ .[31]
12. д. Бережки. «За деревней старообрядческое кладбище с деревянной часовней посредине; в ней большой деревянный крест, очень плохой сохранности, без даты <...> Недалеко от часовни — новый раскольничий крест с оригинальной надписью: «гроб мой гроб, превечный мой дом и ты моя ложа посмерть мне гожа белы руки сложат и во гроб положат портом оденут покровом накроют в землю опустят и перстию посыплют я там буду лежати гласа ожидати как втрубы вострубят всех мертвых возбудят аз пробужуся с гробом разлучуся увижу две дороги широки и долги много дорог и власти у бога куда господь восхощет туда меня пошлет для вечной ея памяти сооружил» и т.п.» [32]. Здесь приведена цитата из известного старообрядческого стихотворения; на Ладожских крестах XVII-XVIIIв.в. таких надписей не встречается.
13. д. Бор (по правому берегу Волхова). В «новой» часовне св. Илии Пророка — деревянный крест 1625 г. [33]
14. д. Помялово. «На кладбище — старый глухой навес с тремя окнами, на манер часовни, в нем большой деревянный крест 1685 г.» .[34]
15. Вындин Остров. «На северном конце деревни, под навесом большой деревянный крест 1685 г.» .[35]
Крест 3 типа. На верхней перекладине: ИН ЦИ ДДДД (Древо Добро Досада Диаволу или Древо Дарует Древнее Достояние) КХВВ ККЦ КАИАС КБЦПИОН И СКБЛС И У К Б Я, (Криптограмма «Похвала Кресту»: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛАМ И АРХАНГЕЛАМ СЛАВА (и далее, до КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА).
На средней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ ДА СВЯТЫМ МУЧЕНИКОМ ХРИСТОВЫМ ФЛОРУ И ЛАВРУ ДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАСИЮ СССС (СПАС СОТВОРИ СЕТЬ САТАНЕ).
На вертикальной оси: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ, далее неразборчиво, читаются: ВАСИЛИЯ С ДЕТЬМИ, ТИМОФЕЯ С БРАТОМ, ЛЕОНТИЯ, МАТВЕЯ, ИВАНА. ЛЕТА 7193 (1685) ГОДУ ИЮНЯ В 1 ДЕНЬ .[36]

Рис. 6 Вындин Остров.
16. д. Бор (по левому берегу Волхова). «При въезде ветхая часовня св. Косьмы и Дамиана, в ней 2 поклонных креста деревянных, обычных типов — один 1678 г., другой без даты» .[37]
Крест 2 типа. Надпись на вертикальной балке: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТЫМ МУЧЕНИКОМ ФЛОРУ И ЛАВРУ И СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ. ЛЕТА 7186 (1678) ГО .[38]
17. д. Перевеша. В Спасской часовне хранился деревянный крест размерами 2, 95 х 1,45 х 0,19 м .[39]
Крест 3 типа. Очевидно, его вынесли для фотографирования и поставили перед Спасской часовней. На верхней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКЪВСЕМИЛОСТИВОМУ ГОСПОДУ БОГУ СПАСУ ИИСУСУ ХРИСТУ И СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РА БЖ РАБА БОЖИЯ КОНДРАТА ДА ФЕОДОТА () АНТИПА ДА МАРТИНА И ВАЛЕРИЯ КОНСТАНТИНА И ТАРАСИЯ ПЕРЕВЕШСКИХ РБ ИСАКИ (Я?) ЛЕТА 71(98?)ГО В НИ(18) ДЕНЬ (МАЯ?). [40] (Рис.5).

Рис. 5 д. Перевеша
18. с. Михаила Архангела. Деревянный крест без даты хранился в часовне у северного края церковной ограды, другой крест — 1690 г., высотой 2,35 м, стоял в «новой» часовне св. Михаила Архангела, «посреди села, на берегу р. Волхова» .[41]
Крест 3 типа. Фотография сделана у ограды.
На средней перекладине креста: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК ИС И СЛАВНАГО ПРОРОКА И ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ЛЕТА 7198 (1690)ГО ГОДУ ИЮЛЯ В 13 ДЕНЬ. [42] (Рис.2).

Рис.2 с. Михаила Архангела
19. Порог. Н.И. Репников также отметил деревянный крест 1671 г. в часовне Казанской Божией Матери в центре деревни .[43]
20. д. Княжчино. В часовне Тихвинской Божией Матери находились три деревянных креста: один 1666 г., два без дат [44] . Историко-статистические сведения сообщают о деревянном кресте в часовне Успения Божией Матери [45] . В альбоме 4 фотографии крестов из д. Княжчино: два стоят в часовне Тихвинской Божией матери, два на улице у ограды:
1) Крест 1 типа. На верхней перекладине восьмиконечный крест на треугольной голгофе. Текст ниже средней перекладины между вырезанными копьем и тростью читается плохо, нижняя перекладина при реставрации была врезана в вертикальную, часть текста утеряна. Читается : ЛЕТА 7174 ГО (1666). Стоит на улице .[46]
2) Крест 1 типа весь рассохся от дождей. Средокрестие обрамляет круг. Надписи сильно стерты. Стоит на улице .[47]
3) Крест 3 типа. На средней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ И СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТЯНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ БРАТИЙ ИОАННА И ЛЕОНТИЯ ПАВЛОВЫХ ДЕТЕЙ ДА ЕЛИСЕЯ И ЗАХАРИЯ. Стоит в часовне, нижняя его перекладина перевернута и наполовину вставлена в пол часовни, видна дата: ИЮЛЯ В 8 ДЕНЬ (Праздник Казанской Божией матери).[48] (Рис.7).

Рис.7 д. Княжчино
4) Крест отличается от 3 типа тем, что в средокрестии криптограммы без медальонов.
Можно разобрать только: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ. Стоит в часовне .[49]
21. д. Неважа. В часовне св. Петра и Павла находились два деревянных креста: 1) 1626 г. с резным изображением св. Николая; 2) 1663 г. [50] В Историко-статистических сведениях сообщается о деревянном кресте в часовне Успения Божией Матери .[51]
1) Крест 1 типа. Единственный крест с резным поясным изображением Николая Чудотворца и надписью: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ. На нижней перекладине, лежащей отдельно «ХРЕСТИАНОМЪ» ЛЕТА 7133 (1624/25) [52] (Рис.1).

Рис. 1 д. Неважа
2) Крест 1 типа. На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА БОЖИЯ СТЕФАНА (..) НА ПОКЛОНЕНИЕ ВСЕМЪ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМЪ. На нижней балке: ПРАЗДНИКЪ ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ НИКОЛЫ ЛЕТА 7171 (1663) году ИЮНЯ В 8 ДЕНЬ .[53]
22. д. Местовка. В часовне Илии Пророка был деревянный крест 1669 г. [54]
Крест 1 типа сфотографирован в часовне. Оформление средокрестия – разомкнутый сверху круг с закрученными в виде лиры концами. Часть над верхней перекладиной не сохранилась [55] .
23. д. Ахматова Гора. Деревянный крест 1752 г. стоял под навесом по дороге в Старую Ладогу (Репников А-1911: № XLIX).
Крест 5 типа. На верхнем конце креста, над верхней перекладиной вырезана чешуйчатая луковичная главка церкви, увенчанная высоким восьмиконечным крестом, справа и слева от нее текст «ГЛАВА ЕСТЬ ПРЕВЕЧНАЯ ХРИСТОС БОГ В ТРОИЦЫ АМИНЬ» На верхней перекладине ИИС(У)СЪ НАЗ(А)РЕ(Я)/НИНЪ Ц(А)РЬ / ИУДЕЙСКИЙ / КР(Е)СТЪ ХР(И)СТОВЪ ПРО/СВ(Е)ЩАЕТ И ОСВ(Е)ЩА / ЕТЪ ВСЕХЪ ВЕРУЮЩИХЪ ВО ХРИСТА. Далее – текст «Похвалы кресту»: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННЕЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ АГГЕЛАМ И АРХАГГЕЛАМ СЛАВА КЦБКИП (крест царям благоверным крепость и победа) ИКБ КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ СПАСЕНИЕ и УТВЕРЖЕНИЕ ВРАГОВ ПРОГОНИТЕЛЬ ещё ниже подпись: ПОСТРОЕНЪ СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1752 году июня в 18 день [56] (Рис.3).

Рис.3 Старая Ладога. Иосиф Шаров.
24. д. Ивановский Остров. Деревянный «сильно порченный крест с нечеткой надписью» стоял в часовне св. Иоанна Предтечи, на берегу Волхова .[57]
25. с. Старая Ладога (уроч. Абрамовщина). Рядом с часовней («новой»), построенной «у дерева, где молилась настоятельница Успенского монастыря Евпраксия», стоял «большой деревянный крест 1688 года» [58].
Крест 3 типа с надписью: ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА БОЖИЯ ВАСИЛИЯ СИМАНОВИЧА И СЫНА ЕГО МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЖЕЛТУХИНЫХ ЛЕТА 7196 (1688)ГО ГОДУ АВГУСТА В 5 ДЕНЬ». Н.Е. Бранденбург приводит текст наказа Ладожскому воеводе Желтухину 1671 г.: «Лета 7179 года Февраля в 28 день Великий государь и Великий князь Алексей Михайлович (...) велел Симону Васильевичу Желтухину за службы и раны быть в новгородском пригороде в Ладоге на Иваново место Панафидина (...). А однолично Симону жить в Ладоге с великим береженьем неоплошно и государевым великим делом промышлять [59] .
26. д. Межумошье. В часовне св. Георгия хранился большой деревянный крест 1677 г. [60]
Крест 2 типа В верхней части креста, рядом с главкой церкви КТПВ ТсТОеВТС (кресту твоему поклоняемся владыко и святое воскресение твое славим) На верхней КРЕСТ НА ГОЛГОФЕ, ДДДД ИНЦИ, ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК СТРАСТОТЕРПЦУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ И СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ ФЛОРУ И ЛАВРУ
На средней: СССС (Спас сотвори сеть сатане) ББББ (Бич божий бьет бесы)
КХВВ ККЦ КАИАС К Божией Церкви Крастоа И Украшение Крест Верным Сила и Утверждение Крест Бесом Язва Пойте Почитайте Поклоняйтеся .
ПОСТАВЛЕН СИЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБ БОЖИИХ МАТВЕЯ С БРАТИЕЮ И САВАСТЬЯНА МЕЖУМОСКИХ ЛЕТА 7185 ГОДУ АВГУСТА В 18 ДЕНЬ (Праздник свмчч. Флора и Лавра) [61] (Рис. 4).

Рис. 4 д. Межумошье
27. Мыза Стуглево. Крест 1 типа. Крест в часовне, нижняя перекладина и часть над верхней не сохранились. На вертикальной оси ниже средней перекладины вырезаны копье и трость, между которыми располагается текст [62] .
28. Усадище. Фотография нижней перекладины, дата, возможно, 7233 (1725 ) г.[63]
29. Мыслово. «В Мыслове — три небольшие часовни с деревянными крестами. Одна из них в селе, во имя Параскевы, другая — на восток от села, во имя Флора и Лавра. В ней, на деревянном кресте, начертано: «Путятин. 7177» (1669); третья — на северном конце деревни; во имя пророка Илии. Здесь поставлена большая плита; в верхней части ея — отверстия в виде креста в круге; в середине — осьмиконечный крест, с словами: Царь Славы Iс. Хс. Ника. По верованию прихожан, вода, пролитая сквозь отверстия, исцеляет детские болезни» [64] .
30. Верховина. «За среднею Верховиною, у амбаров, найдены старинные кресты. Один большой, сосновый, осьмиконечный, другой — малый, каменный, четвероконечный. Оба креста старинные. О большом кресте один старообрядец-старожил говорил священнику: «Вот, батюшка, перед этим крестом когда-то усердно молились, при сгоне скота, вместе все православные...». Малый крест сделан, кажется, из такого цемента, какой можно находить в Рюриковой крепости, в Старой Ладоге. На кресте начертано: IC XC ника» [65]. Два отмеченных Н.И. Репниковым каменных креста [66] не сохранились. На кладбище еще стоят два деревянных старообрядческих креста[67] .
31. г. Новая Ладога. Большой деревянный крест стоял в церкви св. Георгия [68].
Крест не ранее XIX в. Рельефные надписи выполнены методом выбора фона. В центре большой восьмиконечный крест на Голгофе с главой Адама. Всю среднюю часть креста покрывает надпись: ЯВИСЯ ГОСПОДЬ КОНСТАНТИНУ ЦАРЮ И ЯВИ ЕМУ КРЕСТ
КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКВИ, КРЕСТ АНГЕЛАМ (...), КРЕСТ ВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЕ, КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА, КРЕСТ ЦАРЯМ ДЕРЖАВА
КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ
ЯВИСЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ СПАСИТЕ(льная всем человеком) (из службы на Крещение Господне)[69] (Рис. 13).

Рис. 13 с. Новая ладога
32. Сясьские рядки. Крест на берегу, сохранились остатки сруба без крыши. Отдельно сфотографирован фрагмент с датой 1742 г. Резных надписей и монограмм не видно (возможно, сфотографирован с обратной стороны) .[70]
33. д. Черная. Крест 1690 года ... на нем надпись: Глава церкви I.N.Ц.И.IC.ХР. Царь Славы. N. Iicъ Хсъ – ωN праздновать праздник святителю Христову и Чудотворцу Николы i Святым мученикам Флору и Лаверъ. Царь славы N. Iicъ Христосъ: копие и трость; ника; м.л.р.б. г.а....поставлен сiи святiи крестъ господнь на поклоненiе православнымъ христiаномъ по рабе iванна и елеа... ника лета 7198, августа в 8 день за ра...юревых да и григориi; кроме того еще буквы: д. ц. ч. цц. α.ω.[71]
Появление в округе Ладоги высоких деревянных крестов, покрытых резными изображениями и надписями, хронологически соотносится с окончанием Смутного времени. Скорее всего, функционально они должны были заменить культовые сооружения – разрушенные церкви или часовни, восстановление которых требовало много времени и больших затрат. По сообщению шведа Петрей-де-Ерлезунда, относящемуся к 1620 г, «..в некоторых областях у крестьян не было церквей, но были поставлены большие деревянные кресты <…>, которые священник освятил и благословил. На них были вырезаны изречения из псалмов. У них крестьяне, у которых не было церкви, совершали свои службы, и утрени, и вечерни» [3]. Известно, что кресты стояли на месте разрушенных Климентовской и Семеновской церквей; крест, посвященный Сергию Радонежскому, был установлен в 1688 г. около Петропавловской церкви в память существовавшего ранее Сергиевского придела [4] . Возможно, изображение луковичной церковной главки на вершине каждого креста появилось не случайно, а как обозначение на визуальном уровне преемственности между крестом и старой церковью (часовней). По крайней мере, на многочисленных деревянных крестах XIX в. такие изображения не встречаются.
Надписи на крестах можно разделить на две группы. К первой относятся фрагменты литургических текстов из праздничных служб на Происхождение (Изнесение) Честных Древ (1/14 августа) и Воздвиженье (14/27 сентября), иногда сокращенные до криптограмм. Они встречаются на всех без исключения памятниках. Вторая группа включает предписания праздновать определенные церковные праздники и перечисления имен лиц, «повелением» или «по обещанию» которых поставлен тот или иной крест. Поэтому, как нам кажется, здесь не следует говорить о функциональном разделении крестов на памятные, поклонные и обетные: данные кресты были поставлены «на поклонение православным христианам», по обету – как индивидуальному, так и семейному или коллективному (список может включать более двенадцати мужских имен), и «в память» тех или иных праздников. Более всего крестов с посвящениями Николаю Чудотворцу, Илии, Флору и Лавру, Георгию, Власию.
Искусно вырезанные надписи на крестах могли быть сделаны только грамотным и образованным человеком. Возможно, один из первых крестов – с поясным изображением св. Николая и надписью: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ (рис.1) был поставлен в д. Неважа в 1625 г. одним из монахов восстановленного в 1622 году на южной окраине Ладоги мужского Никольского монастыря. Среди лиц, поставивших крест в д. Межумошье в 1677 г., мы встречаем упоминание «Матвея с братиею», а в 1750-х гг. традиция продолжается монахом, руководившим в то время строительством Гостинопольского Николаевского монастыря, Иосифом Шаровым.
Ладожские деревянные кресты XVII-XVIII вв. были срублены из квадратных в сечении сосновых брусьев. Высота их составляла около трех метров. По форме они относились к группе восьмиконечных крестов с косой нижней перекладиной без двускатной кровли. Скорее всего, они предназначались для установки в невысоком срубе под навесом (в так называемой «открытой часовне») (рис. 3).
Лицевая поверхность крестов заполнена следующими изображениями и надписями:
Справа и слева на каждой из трех вертикальных перекладин монограммы в круглых медальонах: на верхней ЦРЬ СЛАВЫ, на средней ИСЪ ХСЪ, на нижней НИ КА. На кресте 1625 г. из д. Неважа написание монограмм «ИИС ХС» отличается от общепринятого.
На самой вершине креста, над верхней перекладиной, изображена чешуйчатая луковичная главка церкви на барабане, увенчанная высоким шестиконечным крестом, окруженная криптограммами (рис.1, 2).
В центре верхней перекладины - восьмиконечный крест на простой Голгофе с криптограммами.
В центре средней перекладины - восьмиконечный крест на двуступенчатой Голгофе с главой Адама, с орудиями страстей и многочисленными симметрично расположенными криптограммами. Изображения и надписи в средокрестии либо заключены в круг, либо обрамлены стилизованными вертикальными волютами, выполненными в технике трехгранно-выемчатой резьбы (рис. 4). Иногда обрамление напоминает лиру (возможно, переходный этап от волют к кругу), как на кресте 1669 г. из д. Местовка. Плоскость вертикальной балки креста между средней и нижней перекладинами полностью заполнена криптограммами и посвятительными текстами.
На нижней перекладине вырезалась дата установки креста.
Кресты были укреплены на основании в виде витой базы на круглой подставке (рис. 5).
На основании художественных особенностей представленные в альбоме кресты XVII-XVIII вв. можно разделить на 5 типов:
Тип 1. (7 крестов). 1626-1669 гг. Особенности: Голгофа под крестом на верхней перекладине треугольная, внутри треугольника трехганно-выемчатая. На «текстовой» части под средней перекладиной по краям изображены копье и трость, между которыми расположен текст. Криптограммы на всей поверхности креста без медальонов. Посвящены праздникам св. Николая чудотворца (3), пророка Илии (1) и сщмч. Власия (1). Кресты из дд. Неважа, Симонково, Стуглево, Местовка, Княжчино.
Тип 2. (4 креста). 1677-1680 гг. Голгофа под крестом на верхней перекладине в виде вытянутого холмика. Все криптограммы без медальонов. Копья и трости на вертикальной балке нет. Посвящения праздникам размещены на верхней или на средней перекладинах. Праздники: Георгия (1), Флора и Лавра (2), Илии (1), Покрова (1), Прасковьи (1) . Кресты из дд. Березье, Бор, Межумошье (рис.4).
Тип 3. (8 крестов). 1684 -1690 гг. В отличие от предыдущего типа, криптограммы вокруг церковной главки наверху и вокруг восьмиконечного креста в средокрестии заключены в медальоны. Посвящения праздникам размещены на средней балке, на центральной нижней оси криптограммы и имена заказчиков креста. Праздники Илии (3), Николе (2), Сергию Радонежскому (1), Власию (2), Иоанну (1) Спасу (1), Георгию (1), Флору и Лавру. Кресты из дд. Княжчино (рис. 7), Гутово, Перевеша (рис.5), ур.Абрамовщина в Старой Ладоге, Вындин Остров (рис.6), пог. Петра и Павла (рис.8), пог. Михаила Архангела.
Типы 4-5 относятся ко времени после Петровской календарной реформы, год ставится от Рождества Христова.
Тип 4. Крест 1724 г. из д. Гладково (рис.9). Криптограммы снова без медальонов. Средокрестие оформлено простым круглым ободком. В написании даты по новому стилю использована старая буквенная система. Посвящение Клименту и Георгию. К данному типу можно условно отнести крест 1725 г. из д. Усадище – к сожалению, сохранилась только нижняя перекладина.
Тип 5. 1750-1756 г. Это 5 крестов, установленных монахом Иосифом Шаровым в дд. Ахматова Гора в Старой Ладоге (рис. 3), Березье (рис. 10), Гостинополье, Дубовиках и Петропавловском погосте (рис. 11). На всех крестах, помимо криптограмм, вырезан текст «Похвалы Кресту» и дата установки арабскими цифрами. Посвящения праздникам отсутствуют. Криптограммы без медальонов, средокрестие оформлено кругом, орнаментированным трехгранно-выемчатой резьбой. Иосиф (Исидор) Шаров - уроженец Ладоги, монах Валаамского монастыря. В 1724-1749 гг. он руководил строительством Валаамского монастыря, а позже – в 1749-1752 годы – строительством Гостинопольского монастыря.[5] В Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии Иосиф Шаров упоминается как строитель Троицкой церкви Гостинопольского монастыря (завершена в 1749 г.). В церкви, сообщается далее, находился сосновый крест, постав-ленный в честь ее освящения в 1751 г. с «начертанными именами Елизаветы Петровны, ея наследника и супруги, архиепископа Стефана и игумена Иосифа Шарова» .[6]
Несколько слов можно сказать и о каменных крестах Ладожской округи. Небольшое их количество (в восьми населенных пунктах зафиксированы от одного до трех памятников, сделаны фотографии 7 крестов) связано со слабо развитым в Приладожье обычаем устанавливать каменные кресты. Скорее всего, это были привозные, следовательно, дорогие памятники из Новгорода или Верхнего Полужья (три из семи каменных крестов относятся к типу «крест в круге»). Возможное время появления их здесь – не ранее XV века. Остальные четыре креста – четырехконечные, сделаны из местного камня, и довольно поздние – таков, несомненно, крест, вставленный в камень Антония Римлянина на Волховских Порогах (рис. 12.)[7] .

Рис.12
Каталог деревянных крестов:
1. д. Бережные Лопатицы. За деревней, в старой часовне св. Николая Чудотворца и Илии Пророка, стоял большой деревянный крест с вырезанной надписью и датой 1724 г. [10]
2. д. Гладково. В северном и южном концах деревни стояли две «новых» часовни Животворящего Креста Господня, в каждой из них было по большому деревянному кресту без надписей. [11] На фотографии из альбома изображен крест с надписями, находящийся в часовне [12] (Рис. 9).

Рис.9 д. Гладково
На верхней балке: И(иисус) Н(азорей) Ц(арь) И(у)Д(ейский). ДДДД (древо добре досада диаволу) КХВВКК/ЦКАИАС (КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛАМ И АРХАНГЕЛАМ СЛАВА).
На средней балке: ДКБП (ДРЕВО КРЕСТНОЕ БЕСОМ ПРОГОНИТЕЛЬ) ЧЧЧЧ ББББ(БИЧ БОЖИЙ БЬЕТ БЕСЫ) ВВВВ (ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕЧНОЕ ВЕРНЫМ В РАЙ) ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ КЛИМЕНТУ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ.
На вертикальной балке ниже средней перекладины: ВНБ ТН НЦИГС ПОСТАВЛЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ А ПО СВОЕМУ ОБЕЩАНИЮ ЛАДОЖЕНИНА ПОСАЦКАГА ЧЕЛОВЕКА ПЕТРА ГРИГОРЬЕВА СЫНА 1724 ГОДУ ИЮНЯ В … ДЕНЬ. Металлическое распятие было врезано в крест поверх криптограмм над центральным кругом, видимо, в XIX в.
3. д. Березье. В часовне («не старой») св. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери находились «два больших деревянных креста с вырезанными надписями и датами...: 1) 1680 года..., 2) 1752 года. <...> Верстах в двух выше деревни, против «Островка», на берегу Волхова часовня Животворящего Креста; в ней большой деревянный крест с сильно стертыми надписями, покрашен в зеленую краску» [13] . Кресты из часовни Николая Чудотворца и Казанской Божией матери есть в фотоальбоме.
1) Крест 2 типа. Помимо обычных криптограмм надпись: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТЫЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ХРИСТОВОЙ ПАРАСКОВИЕ ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБ БОЖИИХЪ ДИМИТРИЯ И ДЕОНИСИЯ ФИЛИПОВЫХ ДЕТЕЙ САКУЛЬЦЕВЫХЪ И ДЕТЕЙ ИХ ЛЕТА 7188 (1680) ГОДУ ИЮНЯ В 1 ДЕНЬ .[14]
2) Крест 5 типа. На верхнем конце креста, над верхней перекладиной вырезана чешуйчатая луковичная главка церкви, увенчанная высоким восьмиконечным крестом, справа и слева от нее текст: «ГЛАВА ЕСТЬ ПРЕВЕЧНАЯ ХРИСТОС БОГ В ТРОИЦЫ СЛАВА АМИНЬ». На верхней перекладине: ИИС(У)СЪ НАЗ(А)РЕ(Я)/НИНЪ Ц(А)РЬ / ИУДЕЙСКИЙ / КР(Е)СТЪ ХР(И)СТОВЪ ПРО/СВ(Е)ЩАЕТ И ОСВ(Е)ЩА / ЕТЪ ВСЕХЪ. Внутри круга в средокрестии, помимо креста на Голгофе с главой Адама, вырезаны монограммы ЦАРЬ СЛАВЫ ИИСУСЪ ХРИСТОСЪ НИКА К Т МЛРБ ГА. На центральной перекладине надпись: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ / И СВЕТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ ВЛАДЫКО.
Надписи на вертикальной оси, ниже средокрестия: Д Д АЗЪ ЕСМЬ СУЩИЙ Д Д Д КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННЕЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ АГГЕЛАМ И АРХАГГЕЛАМ СЛАВА КЦБКИП (крест царям благоверным крепость и победа) ИКБ К(рест) В(сем) П(равославным) Х(ристианом) С(пасение) и ЧВ ПОСТРОЕНЪ СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ. На нижней перекладине: 1752 ГОДА ИЮНЯ В 23 ДЕНЬ (праздник Владимирской иконы Божией Матери и Артемия Веркольского, исцеляющего от недугов) .[15] (Рис. 10).

Рис.10 д. Березье
Крест 3 типа с надписью: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ И ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛЫ ДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАСИЮ ... ПОСТАВ ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ СИМЕОНА И МАКАРИЯ ИЛЬВА..ВЫХ ДЕТЕЙ ГУТОВСКИХ ЛЕТА 7192 (1684) ГОДУ ИЮНЯ В 3 ДЕНЬ .[18]
5. д. Симонково. «На северном конце деревни, на берегу, сильно сгнивший большой деревянный крест, зашитый досками на манер часовни <...> По дороге в д. Заполек — старая часовня Казанской Божией Матери..., внутри — большой деревянный крест 1663 г.» .[19]
Крест 1 типа, очевидно, перед фотографированием был вынесен из часовни. Сохранилась часть от верхней до нижней перекладин, нижняя укреплена горизонтально, из-за чего часть текста утеряна. Текст ниже средней перекладины между вырезанными копьем и тростью: ПОСТАВЛЕН СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТИАНОМ ПО ОБЕЩАНИЮ РАБА БОЖИЯ.... На нижней перекладине можно прочитать ВЛАСИЮ … ЛЕТА 7171 (1663) ГО .[20]
6. д. Заполек. В деревне была часовня во имя Покрова, где стоял деревянный 8-конечный крест «вышиною в сажень и 3/4 аршина» (265 см) с надписями: «ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ: ПОКРОВУ БОГОРОДИЦЫ, СВЯЩЕННОМУЧЕН. ДИМИТРИЮ, ФЛОРУ И ЛАВРУ И СВЯЩЕННОМУЧЕНН. ВЛАСИЮ» и «ПОСТАВЛЕН СЕЙ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВО-СЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ, 7195 (1687) ГОДА, ИЮНЯ 3 ДНЯ» .[21]
7. д. Дубовики. Крест 5 типа с надписью: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛОМ И АРХАНГЕЛОМ СЛАВА, КРЕСТ ЦАРЯМ БЛАГОВЕРНЫМ КРЕПОСТЬ И НА ВРАГИ ПОБЕДА И ОДОЛЕНИЕ, КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА, КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ СПАСЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ И ВРАГАМ ПРОГОНИТЕЛЬ (неразборчиво) ПОСТРОЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1756 ГОДУ МАЯ В () ДЕНЬ [22] . «На склоне берега старинная часовня... во имя св. Петра и Павла <...> В часовне два поломанных каменных креста». На паперти часовни стоял большой деревянный крест 1756 г.[23]
8. д. Быльщина. «На поле находилась сгоревшая в 1910 г. старинная часовня, в которой находились 3 больших деревянных креста» .[24]
9. с. Петропавловское. «...У околицы часовня св. Петра и Павла; в ней два больших деревянных креста: 1) 1688 г., ... 2) 1750 г. [25]
1) Крест 3 типа с предписанием: ПРАЗДНОВАТЬ ПРЕПОДОБНОМУ ОТЦУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ. ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ СВЯЩЕННОИЕРЕЯ ПАВЛА И ТИМОФЕЯ ЯКОВЛЕВЫХ ДЕТЕЙ Д ИАВАНА ЕФИМОВА(?) МАРКА АНИСИМОВА МАКСИМА И НИКИТЫ РЕБИНОВЫХ АНДРЕЯ И ФЕОДОТА (?) ПО ФОМЫ ГРИГОРЬЕВА, МАТВЕЯ, СИМЕОНА И ПЕТРА ЛУКИЯНОВЫХ, ФЕОДОРА. ЛЕТА 7196 (1688) ГОДУ ИЮЛЯ ВЪ 13 ДЕНЬ. Был вынесен на улицу и сфотографирован слева от входа в часовню [26] (Рис.8).

Рис.8 с. погост Петра и Павла

Рис.11 погост Петра и Павла Иосиф шаров
10. д. Вельсы. «На южном конце деревни — сильно сгнивший, большой деревянный крест под навесом, «поставлен на поклонение православным христианам» без нижней перекладины, где имелась дата. За деревней... старообрядческое кладбище; среди крестов оригинальные «домовища». Одно из них помечено «1831 г.» .[28]
11. с. Гостинополье. (Гостинопольская пристань). Кресты зафиксированы в Историко-статистических сведениях 1884 г.: «Кроме часовни есть два деревянных креста, стоящие на правом берегу Волхова. Один находится в Гостинопольской пристани, другой — в полуверсте ниже церкви. По надписям на них видно, что они построены монастырским строителем, монахом Иосифом Шаровым, в 1750 году» [29]. Н.И. Репников сообщает о деревянном кресте 1750 года, стоящем под каменным навесом на южном конце села: «оборотная сторона креста стесана и расписана изображением распятия» .[30]
Крест 5 типа. В альбоме есть снимок только центральной части креста с надписью ...НА ВРАГИ ПОБЕДА И ОДОЛЕНИЕ КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ СПАСЕНИЕ КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ ПОСТРОЕН СИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬСКООГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1750 ГОДУ ДЕКЕМВРИЯ В ...ДЕНЬ .[31]
12. д. Бережки. «За деревней старообрядческое кладбище с деревянной часовней посредине; в ней большой деревянный крест, очень плохой сохранности, без даты <...> Недалеко от часовни — новый раскольничий крест с оригинальной надписью: «гроб мой гроб, превечный мой дом и ты моя ложа посмерть мне гожа белы руки сложат и во гроб положат портом оденут покровом накроют в землю опустят и перстию посыплют я там буду лежати гласа ожидати как втрубы вострубят всех мертвых возбудят аз пробужуся с гробом разлучуся увижу две дороги широки и долги много дорог и власти у бога куда господь восхощет туда меня пошлет для вечной ея памяти сооружил» и т.п.» [32]. Здесь приведена цитата из известного старообрядческого стихотворения; на Ладожских крестах XVII-XVIIIв.в. таких надписей не встречается.
13. д. Бор (по правому берегу Волхова). В «новой» часовне св. Илии Пророка — деревянный крест 1625 г. [33]
14. д. Помялово. «На кладбище — старый глухой навес с тремя окнами, на манер часовни, в нем большой деревянный крест 1685 г.» .[34]
15. Вындин Остров. «На северном конце деревни, под навесом большой деревянный крест 1685 г.» .[35]
Крест 3 типа. На верхней перекладине: ИН ЦИ ДДДД (Древо Добро Досада Диаволу или Древо Дарует Древнее Достояние) КХВВ ККЦ КАИАС КБЦПИОН И СКБЛС И У К Б Я, (Криптограмма «Похвала Кресту»: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ АНГЕЛАМ И АРХАНГЕЛАМ СЛАВА (и далее, до КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА).
На средней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ ДА СВЯТЫМ МУЧЕНИКОМ ХРИСТОВЫМ ФЛОРУ И ЛАВРУ ДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАСИЮ СССС (СПАС СОТВОРИ СЕТЬ САТАНЕ).
На вертикальной оси: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ, далее неразборчиво, читаются: ВАСИЛИЯ С ДЕТЬМИ, ТИМОФЕЯ С БРАТОМ, ЛЕОНТИЯ, МАТВЕЯ, ИВАНА. ЛЕТА 7193 (1685) ГОДУ ИЮНЯ В 1 ДЕНЬ .[36]

Рис. 6 Вындин Остров.
Крест 2 типа. Надпись на вертикальной балке: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТЫМ МУЧЕНИКОМ ФЛОРУ И ЛАВРУ И СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ. ЛЕТА 7186 (1678) ГО .[38]
17. д. Перевеша. В Спасской часовне хранился деревянный крест размерами 2, 95 х 1,45 х 0,19 м .[39]
Крест 3 типа. Очевидно, его вынесли для фотографирования и поставили перед Спасской часовней. На верхней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКЪВСЕМИЛОСТИВОМУ ГОСПОДУ БОГУ СПАСУ ИИСУСУ ХРИСТУ И СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РА БЖ РАБА БОЖИЯ КОНДРАТА ДА ФЕОДОТА () АНТИПА ДА МАРТИНА И ВАЛЕРИЯ КОНСТАНТИНА И ТАРАСИЯ ПЕРЕВЕШСКИХ РБ ИСАКИ (Я?) ЛЕТА 71(98?)ГО В НИ(18) ДЕНЬ (МАЯ?). [40] (Рис.5).

Рис. 5 д. Перевеша
Крест 3 типа. Фотография сделана у ограды.
На средней перекладине креста: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК ИС И СЛАВНАГО ПРОРОКА И ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ЛЕТА 7198 (1690)ГО ГОДУ ИЮЛЯ В 13 ДЕНЬ. [42] (Рис.2).

Рис.2 с. Михаила Архангела
20. д. Княжчино. В часовне Тихвинской Божией Матери находились три деревянных креста: один 1666 г., два без дат [44] . Историко-статистические сведения сообщают о деревянном кресте в часовне Успения Божией Матери [45] . В альбоме 4 фотографии крестов из д. Княжчино: два стоят в часовне Тихвинской Божией матери, два на улице у ограды:
1) Крест 1 типа. На верхней перекладине восьмиконечный крест на треугольной голгофе. Текст ниже средней перекладины между вырезанными копьем и тростью читается плохо, нижняя перекладина при реставрации была врезана в вертикальную, часть текста утеряна. Читается : ЛЕТА 7174 ГО (1666). Стоит на улице .[46]
2) Крест 1 типа весь рассохся от дождей. Средокрестие обрамляет круг. Надписи сильно стерты. Стоит на улице .[47]
3) Крест 3 типа. На средней перекладине: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ И СВЯТИТЕЛЮ ХРИСТОВУ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ.
На вертикальной балке: ПОСТАВЛЕН СИИ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТЯНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ БРАТИЙ ИОАННА И ЛЕОНТИЯ ПАВЛОВЫХ ДЕТЕЙ ДА ЕЛИСЕЯ И ЗАХАРИЯ. Стоит в часовне, нижняя его перекладина перевернута и наполовину вставлена в пол часовни, видна дата: ИЮЛЯ В 8 ДЕНЬ (Праздник Казанской Божией матери).[48] (Рис.7).

Рис.7 д. Княжчино
Можно разобрать только: ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИКИ СВЯТОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ. Стоит в часовне .[49]
21. д. Неважа. В часовне св. Петра и Павла находились два деревянных креста: 1) 1626 г. с резным изображением св. Николая; 2) 1663 г. [50] В Историко-статистических сведениях сообщается о деревянном кресте в часовне Успения Божией Матери .[51]
1) Крест 1 типа. Единственный крест с резным поясным изображением Николая Чудотворца и надписью: ПРАЗДНОВАТЬ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ. На нижней перекладине, лежащей отдельно «ХРЕСТИАНОМЪ» ЛЕТА 7133 (1624/25) [52] (Рис.1).

Рис. 1 д. Неважа
22. д. Местовка. В часовне Илии Пророка был деревянный крест 1669 г. [54]
Крест 1 типа сфотографирован в часовне. Оформление средокрестия – разомкнутый сверху круг с закрученными в виде лиры концами. Часть над верхней перекладиной не сохранилась [55] .
23. д. Ахматова Гора. Деревянный крест 1752 г. стоял под навесом по дороге в Старую Ладогу (Репников А-1911: № XLIX).
Крест 5 типа. На верхнем конце креста, над верхней перекладиной вырезана чешуйчатая луковичная главка церкви, увенчанная высоким восьмиконечным крестом, справа и слева от нее текст «ГЛАВА ЕСТЬ ПРЕВЕЧНАЯ ХРИСТОС БОГ В ТРОИЦЫ АМИНЬ» На верхней перекладине ИИС(У)СЪ НАЗ(А)РЕ(Я)/НИНЪ Ц(А)РЬ / ИУДЕЙСКИЙ / КР(Е)СТЪ ХР(И)СТОВЪ ПРО/СВ(Е)ЩАЕТ И ОСВ(Е)ЩА / ЕТЪ ВСЕХЪ ВЕРУЮЩИХЪ ВО ХРИСТА. Далее – текст «Похвалы кресту»: КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННЕЙ КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ КРЕСТ АГГЕЛАМ И АРХАГГЕЛАМ СЛАВА КЦБКИП (крест царям благоверным крепость и победа) ИКБ КРЕСТ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ СПАСЕНИЕ и УТВЕРЖЕНИЕ ВРАГОВ ПРОГОНИТЕЛЬ ещё ниже подпись: ПОСТРОЕНЪ СИЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ГОСТИНОПОЛЬКОГО МОНАСТЫРЯ СТРОИТЕЛЕМ МОНАХОМ ИОСИФОМ ШАРОВЫМ 1752 году июня в 18 день [56] (Рис.3).

Рис.3 Старая Ладога. Иосиф Шаров.
25. с. Старая Ладога (уроч. Абрамовщина). Рядом с часовней («новой»), построенной «у дерева, где молилась настоятельница Успенского монастыря Евпраксия», стоял «большой деревянный крест 1688 года» [58].
Крест 3 типа с надписью: ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА БОЖИЯ ВАСИЛИЯ СИМАНОВИЧА И СЫНА ЕГО МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЖЕЛТУХИНЫХ ЛЕТА 7196 (1688)ГО ГОДУ АВГУСТА В 5 ДЕНЬ». Н.Е. Бранденбург приводит текст наказа Ладожскому воеводе Желтухину 1671 г.: «Лета 7179 года Февраля в 28 день Великий государь и Великий князь Алексей Михайлович (...) велел Симону Васильевичу Желтухину за службы и раны быть в новгородском пригороде в Ладоге на Иваново место Панафидина (...). А однолично Симону жить в Ладоге с великим береженьем неоплошно и государевым великим делом промышлять [59] .
26. д. Межумошье. В часовне св. Георгия хранился большой деревянный крест 1677 г. [60]
Крест 2 типа В верхней части креста, рядом с главкой церкви КТПВ ТсТОеВТС (кресту твоему поклоняемся владыко и святое воскресение твое славим) На верхней КРЕСТ НА ГОЛГОФЕ, ДДДД ИНЦИ, ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК СТРАСТОТЕРПЦУ ХРИСТОВУ ГЕОРГИЮ И СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ ФЛОРУ И ЛАВРУ
На средней: СССС (Спас сотвори сеть сатане) ББББ (Бич божий бьет бесы)
КХВВ ККЦ КАИАС К Божией Церкви Крастоа И Украшение Крест Верным Сила и Утверждение Крест Бесом Язва Пойте Почитайте Поклоняйтеся .
ПОСТАВЛЕН СИЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБ БОЖИИХ МАТВЕЯ С БРАТИЕЮ И САВАСТЬЯНА МЕЖУМОСКИХ ЛЕТА 7185 ГОДУ АВГУСТА В 18 ДЕНЬ (Праздник свмчч. Флора и Лавра) [61] (Рис. 4).

Рис. 4 д. Межумошье
28. Усадище. Фотография нижней перекладины, дата, возможно, 7233 (1725 ) г.[63]
29. Мыслово. «В Мыслове — три небольшие часовни с деревянными крестами. Одна из них в селе, во имя Параскевы, другая — на восток от села, во имя Флора и Лавра. В ней, на деревянном кресте, начертано: «Путятин. 7177» (1669); третья — на северном конце деревни; во имя пророка Илии. Здесь поставлена большая плита; в верхней части ея — отверстия в виде креста в круге; в середине — осьмиконечный крест, с словами: Царь Славы Iс. Хс. Ника. По верованию прихожан, вода, пролитая сквозь отверстия, исцеляет детские болезни» [64] .
30. Верховина. «За среднею Верховиною, у амбаров, найдены старинные кресты. Один большой, сосновый, осьмиконечный, другой — малый, каменный, четвероконечный. Оба креста старинные. О большом кресте один старообрядец-старожил говорил священнику: «Вот, батюшка, перед этим крестом когда-то усердно молились, при сгоне скота, вместе все православные...». Малый крест сделан, кажется, из такого цемента, какой можно находить в Рюриковой крепости, в Старой Ладоге. На кресте начертано: IC XC ника» [65]. Два отмеченных Н.И. Репниковым каменных креста [66] не сохранились. На кладбище еще стоят два деревянных старообрядческих креста[67] .
31. г. Новая Ладога. Большой деревянный крест стоял в церкви св. Георгия [68].
Крест не ранее XIX в. Рельефные надписи выполнены методом выбора фона. В центре большой восьмиконечный крест на Голгофе с главой Адама. Всю среднюю часть креста покрывает надпись: ЯВИСЯ ГОСПОДЬ КОНСТАНТИНУ ЦАРЮ И ЯВИ ЕМУ КРЕСТ
КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКВИ, КРЕСТ АНГЕЛАМ (...), КРЕСТ ВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЕ, КРЕСТ БЕСОМ ЯЗВА, КРЕСТ ЦАРЯМ ДЕРЖАВА
КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ
ЯВИСЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ СПАСИТЕ(льная всем человеком) (из службы на Крещение Господне)[69] (Рис. 13).

Рис. 13 с. Новая ладога
33. д. Черная. Крест 1690 года ... на нем надпись: Глава церкви I.N.Ц.И.IC.ХР. Царь Славы. N. Iicъ Хсъ – ωN праздновать праздник святителю Христову и Чудотворцу Николы i Святым мученикам Флору и Лаверъ. Царь славы N. Iicъ Христосъ: копие и трость; ника; м.л.р.б. г.а....поставлен сiи святiи крестъ господнь на поклоненiе православнымъ христiаномъ по рабе iванна и елеа... ника лета 7198, августа в 8 день за ра...юревых да и григориi; кроме того еще буквы: д. ц. ч. цц. α.ω.[71]
[1] Серия снимков из поездки Н.И. Репникова по Новоладожскому у. С.-Петербургской губ.: памятники церковного зодчества и церковная утварь // НА ИИМК. ФА. Альбом О.473. 1911-1912 гг. (далее в сносках – Альбом Репникова).
[2] Поездка Н.И. Репникова в Старую Ладогу // ЗОРСА. Т. V. Вып. 2. СПб., 1904.
[3] цит. по Шляпкин И.А. Древние русские кресты. I. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и нецерковной службы. СПб., 1906. С.15.
[4] Селин А. А. Ладога при московских царях. 2-е изд. СПб., 2006. С. 75; см. ниже кат. № 9 (1)
[5] Спиридонов А.М. Яровой О.Я. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия. М., 1991 г.
[6] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб., 1884. С. 243-244.
[7] Яшкина В. Б. К исследованию каменных крестов Северного Поволховья // Ладога и религиозное сознание. Материалы к третьим чтениям памяти Анны Мачинской 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. СПб. 1997. С. 67-72.
[8] В альбом помещены фотографии деревянных крестов из 22 населенных пунктов в пределах 50 км от Новой Ладоги – всего около 30 снимков. Качество фотографий позволяет прочитать многие надписи.
[9] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. Труды XVIII АС в Москве. Т.I. СПб., 1892. С.445-446.
[10] Предварительный отчет по регистрации памятников старины в Новоладожском у. С-Петербургской губ. // НА ИИМК. РА. Ф-1. Оп.2. Д.5 (Репников Н. И., 1911 г.) (без пагинации).:№ I (далее в сносках – Отчет Репникова)
[11] Отчет Репникова. № II.
[12] Альбом Репникова. № 26.
[13] Отчет Репникова. № IV.
[14] Альбом Репникова. № 19.
[15] Альбом Репникова. № 20.
[16] Отчет Репникова. № VI.
[17] Историко-статистические сведения... С. 133.
[18] Альбом Репникова. № 28.
[19] Отчет Репникова. № XIII.
[20] Альбом Репникова. № 90.
[21] Историко-статистические сведения… С. 151.
[22] Альбом Репникова. № 29-30.
[23] Отчет Репникова. № XVII; Репников Н. И. Жальники Новгородской земли // Известия ГАИМК. Т. IX. Вып. 5. 1931. № 535; Альбом Репникова. № 33.
[24] Отчет Репникова. № XVI.
[25] Отчет Репникова. № XVIII.
[26] Альбом Репникова. № 72.
[27] Альбом Репникова. № 71.
[28] Отчет Репникова. № XIX.
[29] Историко-статистические сведения… С. 319.
[30] Отчет Репникова. № XX.
[31] Альбом Репникова. № 27.
[32] Отчет Репникова. № XXI.
[33] Отчет Репникова. № XXIX.
[34] Отчет Репникова. № XXX.
[35] Отчет Репникова. № XXXI.
[36] Альбом Репникова. № 24.
[37] Отчет Репникова. № XXXVI.
[38] Альбом Репникова. № 16.
[39] Отчет Репникова. № XXXVIII.
[40] Альбом Репникова. № 68. 18 мая празднуется праздник св. Отцев семи вселенских соборов, мч. Феодота Анкирского.
[41] Отчет Репникова. № XL.
[42] Альбом Репникова. № 4.
[43] Отчет Репникова. № XXVII.
[44] Отчет Репникова. № XLV.
[45] Историко-статистические сведения… С. 142.
[46] Альбом Репникова. № 43.
[47] Альбом Репникова. № 44.
[48] Альбом Репникова. № 42.
[49] Альбом Репникова. № 45.
[50] Отчет Репникова. № XLVII.
[51] Историко-статистические сведения… С. 142ю
[52] Альбом Репникова. № 60.
[53] Альбом Репникова. № 62.
[54] Отчет Репникова. № XLVIII; Историко-статистические сведения… С. 142.
[55] Альбом Репникова. № 59.
[56] Альбом Репникова. № 123.
[57] Отчет Репникова. № L.
[58] Отчет Репникова. LIV.
[59] Бранденбург Н. Е. Старая Ладога. СПб. 1896. С. 251-252; Альбом Репникова. № 3.
[60] Отчет Репникова. № LV
[61] Альбом Репникова. № 53
[62] Альбом Репникова. № 100
[63] Альбом Репникова. № 114
[64] Историко-статистические сведения… С. 210
[65] Историко-статистические сведения… С. 168
[66] Репников Н. И. Жальники Новгородской земли… № 622
[67] Лапшин В.А. Разведка в восточных районах Ленинградской области // НА ИИМК. РА. Ф. 35. Д. 42. 1989. С. 14
[68] Отчет Репникова. № LVII
[69] Альбом Репникова. № 128
[70] Альбом Репникова. № 106-107.
[71] Кеппен П. И. Список русским памятникам М. 1822. с. 107. Цит по Шляпкин 1903: 14.
к списку публикаций
Tweet | surf |
|
Нравится |